Сергей Бегоулев: «Рынок находится в состоянии равновесия»

   13 апреля 2015, 11:19
Наша беседа с заместителем генерального директора, управляющим бизнес-единицы «ЛСР. Стеновые материалы — Северо-Запад» Сергеем Бегоулевым началась и закончилась жизнеутверждающей фразой: «Рынок находится в равновесии». Уверенности, с которой мой собеседник произносил ее, можно позавидовать. И это вполне объяснимо - заводу AEROC, который возглавляет Сергей Анатольевич исполнилось 10 лет....
30mar15_09.jpg

Наталья Бурковская. Говорить о стабильности и шутить сегодня отваживается далеко не каждый бизнесмен, имеющий отношение к строительной отрасли. Рассуждать об этом могут лишь те, кто уверен в завтрашнем дне, и таких – не много. Наша беседа с заместителем генерального директора, управляющим бизнес-единицы «ЛСР. Стеновые материалы — Северо-Запад» Сергеем Бегоулевым началась и закончилась жизнеутверждающей фразой: «Рынок находится в равновесии». Уверенности, с которой мой собеседник произносил ее, можно позавидовать. И это вполне объяснимо - заводу AEROC, который возглавляет Сергей Анатольевич исполнилось 10 лет. За это время он из предприятия-пионера превратился в лидера отрасли. Наш собеседник рассказал о том, как удается удерживать стабильность и развиваться, не теряя оптимизма и чувства юмора.

 

- Традиционный вопрос для начала беседы: как Вы оцениваете ситуацию на рынке стройматериалов Петербурга и Северо-Западного региона?

- Рынок находится в состоянии равновесия. Емкость рынка газобетона в прошлом году, по предварительным оценкам, составила 1,1 миллиона кубических метров. И компания «ЛСР. Стеновые материалы – Северо-Запад» по-прежнему остается лидером продаж газобетона в регионе. Мощности наших производств не претерпели пока никаких изменений и составляют 380-400 тысяч кубометров продукции в год. Мы не планируем ни сокращать, ни значительно увеличивать объемы выпуска. Сейчас мы решили сконцентрировать силы на расширении ассортимента газобетона и улучшении его основных характеристик.

Что касается емкости рынка кирпича, то в прошлом году, по нашим оценкам, она составила 327 миллионов штук условного кирпича, что на 18 миллионов штук больше, чем в 2013 году.


- Ваши коллеги говорят, что запаса по спросу хватит не больше, чем на год, а потом кризис покажет истинное лицо. Согласны ли Вы с таким утверждением?

- Если бы я ходил на работу, изучал наши отчеты и при этом не смотрел телевизор, не читал газет и интернет-ресурсов, то я мог бы констатировать бурный экономический рост. Если сравнить в натуральных показателях результаты этого года и предыдущего, то мы увидим стабильность по газобетону с 367 526 до 391 162 м3 и небольшой рост по кирпичу с 248 357 до 300 674 штук условного крипича. Глобально мы это объясняем двумя причинами. Во-первых, наш клинкерный кирпич заменил собой импортные материалы. На волне санкций мы постепенно вытесняем из данного сегмента европейских производителей.

Во-вторых, нынешний кризис разительно отличается от кризиса образца 2008 года: девелоперы сегодня не только не стремятся заморозить свои объекты, но и стараются сдать их побыстрее. Темпы строительства за последние месяцы выросли, и это сказалось на потреблении кирпича и газобетона. Конечно, мы понимаем, что рано или поздно кризис окажет влияние и на наш бизнес, но мы к этому уже готовы.

   

- И как скоро это может случиться?

- Впереди май и лето – самый активный сезон для загородного строительства. И кирпич, и газобетон AEROC пользуются у частных строителей большой популярностью. А как показывает практика, частники не испытывают сложностей из-за кризиса. Поэтому больших снижений по объему мы до осени не ожидаем.

Конечно, строительство нельзя отнести к самым стабильным секторам экономики. Прежде всего люди нуждаются в еде и одежде, а вот чтобы строить и разрабатывать длинные проекты, нужна уверенность в завтрашнем дне. Если снова вспомнить предыдущий кризис, то в 2008 году объемы продажи кирпича сократились почти на 40 процентов, аналогичная картина была и на рынке газобетона. Сейчас остается лишь ждать, как будет развиваться ситуация.


- А как обстоят дела с ценами? Стоит ли ожидать роста цен?

- На данном этапе цены на стеновые материалы не растут. Да и на другие виды мы не наблюдаем роста цен. С одной стороны, это связано с тем, что производство стройматериалов подвержено в минимальной степени влиянию курса валют. В нашей себестоимости не поменялись затраты на газ, энергию, сырье и рабочую силу. Небольшое количество импортных запчастей для оборудования - лишь небольшая доля в себестоимости, поэтому их подорожание вряд ли скажется на росте цен.

Цены не менялись в течение года. Хотя есть понятие сезонности, когда появляются временные предложения, но это краткосрочные периоды.

 

- Много ли на нашем рынке остается импортных стройматериалов? Откуда их привозят?

- Как показывает практика, в большинстве своем стройматериалы являются региональным товаром, и чем они дешевле, тем меньше смысла везти их. Бывают, конечно, и перекосы. Например, в 2006-2007 годах, когда стремительно подорожал цемент, его завозили на наш рынок даже из Китая и Турции. Сейчас ситуация стабильна и такого не наблюдается. По газобетону импорта практически нет, исключение составляет лишь малая доля белорусского товара, который идет в основном в Москву.  В сегменте кирпича импорт занимал серьезную долю лишь в элитном домостроении: клинкерный кирпич, фасадный кирпич, плитка для мощения и прочее. Сегодня мы производим практически всю линейку элитной продукции и значительно потеснили европейских поставщиков. Более того, мы сертифицировали кирпич по европейским стандартам и начали его экспорт за границу.

 

- Как повлияли политические и экономические санкции на ваш сегмент рынка?

- Что касается колебаний валюты, то эти санкции сказались на стоимости оборудования и запчастей к нему. Газобетон и кирпич производят на высокоточном, современном оборудовании из Европы, которое обслуживается в дилерских центрах. Сегодня мы стараемся пересмотреть политику обслуживания и рассматриваем российские предложения. Надеемся, что отечественный производитель пойдет нам навстречу и представит качественный и конкурентоспособный сервис. В отношении сырья все предельно просто: большая его часть (глина, песок, вода) производится в России. За рубежом мы закупаем лишь часть химических добавок, придающих стеновым материалам дополнительные свойства.

Политические же санкции строительным сообществом воспринимаются скептически. Я общаюсь с многочисленными коллегами и партнерами в Европе и могу сказать, что большинству из них не понятна сегодняшняя ситуация. И дело даже не в вопросе «зачем?» введены экономические санкции против России. Их тревожит вопрос, как это будет работать на практике. Некоторое оборудование для строительства и производства стройматериалов может быть применимо и в запрещенных отраслях… Как тогда быть? Здесь уже многое завит от владельца: хочет он работать с нами – достаточно письменного свидетельства, что мы применим это оборудование лишь в целях строительства и производства. Проамериканские же компании отказывают нам. Чисто психологически немного обидно, но для бизнеса ущерб совсем небольшой. 

 

- Кто и как контролирует качество стеновых материалов и их применение на стройплощадках города?

- К сожалению, на стройплощадках города нет централизованного контроля качества стройматериалов. Если на объектах госзаказа за соблюдением техрегламента наблюдают более строго, то на частных стройках очень слабый входной контроль, а иногда и полное его отсутствие. Получается, что вся ответственность за качество материала лежит на производителе. Например, материалы, производимые «Группой ЛСР» обладают не только всеми необходимыми российскими, но и европейскими сертификатами качества. Сегодня в России нет обязательной сертификации, а действует закон о техническом регулировании. Получается, что покупатель сам решает, нужен ли ему сертифицированный продукт или более дешевый товар непроверенного качества. Мы для себя этот вопрос решили раз и навсегда: на каждом заводе Группы есть своя лаборатория качества, проверяющая не только готовую продукцию, но и входящие материалы. Кроме того, в «Группе ЛСР» работает служба технического аудита, контролирующая соблюдение всех регламентов.


- Как бороться с низкосортной продукцией и демпингом?

- Выступать по телевизору и кричать о низком качестве мы не будем. В рамках своей работы мы проводим разъяснительные беседы о том, какое должно быть качество и как его определить, но подменять собой государственные органы и общественные организации мы не хотим.


- Существует ли профессиональное сообщество, объединяющее производителей стеновых материалов?

- Есть даже два таких сообщества. Уже несколько лет существует Национальная ассоциация автоклавного газобетона, объединяющая более половины производителей газобетона России. А также Ассоциация Производителей Керамических Строительных Материалов, объединившая основных производителей этого продукта во всей России. Они ведут разъяснительную работу, деятельность по созданию нормативных документов и просто объединяют людей.


- Вы принимаете участие в их деятельности?

-Да, наша компания является одним из соучредителей обеих ассоциаций. Например, исполнительным директором Ассоциации автоклавного газобетона является наш бывший сотрудник Глеб Гринфельд. Председателем Ассоциации производителей керамических изделий в этом году стал управляющий «ЛСР. Стеновые материалы - Москва» Айдар Акберов. Мы чувствуем большую ответственность за отрасль и принимаем активное участие в работе обеих ассоциаций.

 

- Уровень производства кирпича и газобетона соответствует потребностям рынка Северо-Запада?

- В нашем регионе не наблюдается ни избытка, ни дефицита стройматериалов. И это вновь свидетельствует о равновесии рынка. Подтверждением тому может стать очень низкая доля импорта и поставок продукции из других регионов. В Москве, например, ввозится более 50 процентов кирпича и газобетона. 


- В связи с кризисом пройдет ли по рынку новая волна слияний и поглощений?

- Теоретически мы можем ожидать любого развития событий, но предпосылок для передела рынка я пока не вижу никаких. В ближайшее время вряд ли кто-то решится открывать новое предприятие. Ведь это очень сложный проект, с долгим сроком окупаемости.


- Десять лет назад, когда «Группа ЛСР» открыла новое направление по производству газобетона тоже было сложно?

- Десять лет назад на рынке России активно начал продвигаться газобетон. В середине 2000-х годов в Петербург было завезено огромное количества газобетона из Белоруссии, Эстонии, Латвии, Швеции. В нашем регионе был строительный бум, а производил газобетон лишь один завод – КЖБИ-211. И тогда «Группа ЛСР» приняла стратегически важное решение – открыть собственное производство востребованного материала. В 2005 году на Октябрьской набережной был залит первый кубометр газобетона AEROC. Открытие этого завода перевернуло рынок и дало толчок к развитию отечественного рынка газобетона. Уже позже стали появляться другие заводы, но мы продолжаем удерживать планку пионеров отрасли.


- За десять лет какие изменения произошли на производстве? Чем можете сегодня гордиться?

- Это большой срок. За это время были и взлеты, и падения. Максимального роста нам удалось добиться в 2012 году. Тогда нам удалось выпустить около 400 кубических метров газобетона. Могу без лишней скромности констатировать, что сегодня завод AEROC является одним из самых передовых производств не только в нашем регионе, но и во всей России.

Мы продолжаем совершенствовать газобетон. Основное направление – улучшение его теплотехнических качеств и повышение конкурентоспособности материала. Так, на волне борьбы за экономию энергии особенно актуально становится использование материалов, которые при сохранении своих прочностных характеристик уменьшают теплопотери. Проще говоря, материал должен быть прочным, но легким. Для газобетона это выражается в плотности. Так, большинство газобетонных блоков, производимых в России, имеют характеристики плотности 500 кг/куб. м. AEROC стал одним из первых заводов, освоивших выпуск газобетона с плотностью 400 кг/куб. м.  Кстати, на данный сегмент сейчас приходится около 3/4 всего объема потребления газобетона в малоэтажном строительстве Северо-Запада. В прошлом году мы начали продвигать продукт с плотностью 300 кг/куб. м. Теоретически следующим шагом станет производство автоклавного газобетона плотностью 200 кг/куб. м.

 

Поделиться: