АВТОРСКАЯ РУБРИКА «СИЛА ЗНАНИЙ»

Изящность общения

   04 июля 2016, 08:12
Станислав Логунов, эксперт по оптимизации и модернизациибизнес-процессов в строительной отрасли Автор рубрики - Станислав Логунов, эксперт по оптимизации и модернизации бизнес-процессов в строительной отрасли

Каждый понедельник в авторской рубрике «Сила знаний» нашего сайта публикуется новый обзор книг об управлении, стратегии, командообразовании и психологии бизнеса.

В конце мая в Санкт-Петербурге проходило одно из главных ежегодных мероприятий для всех любителей книги – Международный Книжный Салон. В перерыве между изучением бесконечных стендов Салона, на которых можно было встретить как новые интересные книги, так и необязательно новых, но интересных людей, я зашел на выступление известного петербургского бизнес-тренера, лектора и писателя Натальи Грэйс, проводившееся в рамках бизнес-дня, организованного сетью «Буквоед». Наблюдая за Натальей, ее умением управлять аудиторией и бесспорным ораторским мастерством, невозможно было не задуматься о том, как важно для каждого человека овладеть искусством профессионального общения.

Я убежден, что чтение книг – лучший, наиболее эффективный способ повысить квалификацию практически во всех областях деловой жизни. Но публичные выступления – исключение из этого правила. Без тренировок, репетиций, работы с партнерами и преподавателями добиться хороших результатов почти невозможно. И необходимость найти своего тренера и упорно заниматься, о которой говорила Грэйс, для бизнесменов чрезвычайно актуальна.

ИСТОКИ

Публичное выступление как профессия зародилось в античной Греции, что неудивительно – в демократическом обществе недостаточно заставить народ подчиняться силе, требуется убедить его в своей правоте. Великие военачальники древности не нуждались в красивой речи, и, скорее всего, склонность к декламации возвышенных монологов приобрели только в сочинениях их биографов. А вот для политиков или юристов (что в Древних Греции и Риме было фактически равнозначно) уметь хорошо говорить стало жизненно важно.

Одним из первых технологии ораторского мастерства начал разрабатывать в IV веке до нашей эры афинянин Демосфен. Он набивал рот камешками и шел читать стихи на берег моря, перекрикивая шум волн, имитировавший толпу. Едва ли современные стоматологи одобрят такой метод совершенствования речи, но, если верить Плутарху, в случае с Демосфеном это сработало. Большое внимание Демосфен придавал мимике и пластике. На недели он запирался в доме и репетировал монологи перед своим отражением, пока не добивался идеального соответствия языка тела и предмета выступления.

Всю силу своего мастерства Демосфен направлял против македонского царя Филиппа, и название его речей, «филиппики», постепенно стало нарицательным для гневных обличений. После смерти Филиппа антипатия афинского оратора перешла на сына царя, Александра Македонского, при дворе которого афинянин Аристотель занимался разработкой теоретической основы публичных выступлений – риторики.

Парадоксально, что сохранившиеся тексты Демосфена вполне соответствуют правилам Аристотеля – они строго последовательны, логичны и аргументированы. Эти речи свободны от присущего софистам искусственного украшательства, что вовсе не означает некрасивости или отсутствия изящества.

Из Греции искусство риторики проникло в Рим, где умение хорошо выступать ценилось более любых других наук. Римская риторика состояла из пяти основных комплексов: умения находить верные аргументы, способности правильно выстраивать речь, владения стилем языка, хорошей памяти и знания ораторских технологий.

С наступлением темных веков и последовавшего за ними Средневековья искусство публичных выступлений ушло из общественной жизни в сферу теологических диспутов. При этом наибольшее внимание стало уделяться работе с источниками, так как зачастую авторитет предшественников в религиозном споре имел большее значение, чем самый логически выверенный аргумент. Но сразу после Великой французской революции ораторское мастерство вновь стало использоваться по своему прямому назначению – для управления людьми путем их убеждения.

В России, где реальные демократические институты появились ощутимо позднее, чем в Западной Европе, величайшими ораторами стали судебные юристы.

Наталья Грэйс в своей книге «Риторика. Память. Интеллект» вспоминает рассказ Викентия Вересаева о легендарном российском адвокате, Федоре Никифоровиче Плевако.

«Главная его сила заключалась в интонациях, в неодолимой, прямо колдовской заразительности чувства, которым он умел зажечь слушателя. Поэтому речи его на бумаге и в отдаленной мере не передают их потрясающей силы… Судили священника… Несомненны и тяжки улики… И ко всему – сознался во всех преступлениях… Громовая речь. Очередь Плеваки. Он медленно поднялся, – бледный, взволнованный. Речь его состояла всего из нескольких фраз. И присяжные оправдали священника. Вот что сказал Плевако: "Господа присяжные заседатели! Дело ясное. Прокурор во всем совершенно прав. Все эти преступления подсудимый совершил и сам в них сознался. О чем тут спорить? Но я обращаю ваше внимание вот на что. Перед вами сидит человек, который тридцать лет отпускал вам на исповеди ваши грехи. Теперь он ждет от вас: отпустите ли вы ему его грех?" И сел».

Это классический пример эллинистической риторики. Плевако избрал идеальный аргумент, напомнив присяжным, что все они – тоже грешники, при этом выстроил речь так, чтобы не обвинить их в чем-то напрямую. Он продемонстрировал владение стилем, включив аудиторию в диалог, одновременно сохраняя форму монолога. А уверенное владение технологиями помогло ему подчеркнуть незначимость прегрешения священника в сравнении с длительным сроком его службы общественным интересам.

Несложно заметить, что общие принципы риторики за прошедшие с древнеримских времен тысячелетия практически не изменились.

РАБОТА НАД СОБОЙ

Содержательная часть выступления во многом зависит от интеллектуального потенциала оратора, его кругозора, широты образования и общей культуры. Этому человек учится всю свою сознательную жизнь. Основа хорошей речи – умение говорящего думать настолько ясно и последовательно, что он способен подвигнуть других мыслить в том же направлении.

Существует и альтернативный подход, построенный на ярких эффектах и воздействии на эмоции, но в деловом мире, в отличие от мира политики, он работает значительно хуже. Даже если на какое-то время вам удастся захватить аудиторию, достаточно скоро слушатели, которые в бизнес-среде отличаются аналитическим складом ума, обнаружат отсутствие внутренней логики – и перестанут воспринимать сказанное. Хуже того, они утратят доверие к выступающему и будут скептически относиться даже к здравым идеям.

Умственные способности и талант к правильному и доступному формулированию своих мыслей необходимы хорошему оратору, но отнюдь не гарантируют успешного выступления. Убежденность в том, что если ты владеешь истиной, то остается лишь донести ее до окружающих, порой играет злую шутку даже с лучшими из нас. История знает массу примеров, когда публика на свою беду захлопывала или сгоняла с трибуны мудрейших людей, говоривших абсолютно правильные вещи.

Бесспорно, если человеку нечего сказать, то, по словам классика, «из ничего не выйдет ничего». Но когда вы полны идей, умение правильно их высказывать становится решающим. Если интеллект – во многом врожденное качество, то технология речи – навык, которым в разной степени может овладеть практически каждый.

Вполне естественно, что научный подход к публичным выступлениям сформировался в театральной среде. К началу XX века реалистический театр начал вытеснять с подмостков декламацию и переигрывание, присущие театру романтическому.

Техника Сары Бернар, дистанцирующая зрителя от материала, была неприменима в спектаклях, построенных на современной действительности. Пьесы Чехова, крупнейшего драматурга того периода, требовали совершенно иного подхода. Неудивительно, что ведущие школы актерского мастерства зародились именно в России.

СИСТЕМА

Разработки Константина Сергеевича Станиславского, гениального русского режиссера и педагога, известные как Система Станиславского, или просто Система, по сей день остаются основой обучения в большинстве театральных вузов. Они базируются на трех основных техниках: ремесле, представлении и переживании.

Ремесло – это владение базовыми заготовками, которые срабатывают автоматически. Определенные жесты или мимика вызывают предсказуемую реакцию публики. Торжествующе поднятые руки или склоненная фигура побежденного читаются однозначно.

Представление заключается в том, что в процессе подготовки к выступлению исполнитель (в нашем случае – оратор), испытывая подлинные эмоции, формирует внешний рисунок роли (речи). К моменту самого выступления эмоции уходят, а их проявления остаются. Вы наверняка видели руководителей, внезапно впадающих в гнев и столь же внезапно успокаивающихся. Это наглядная демонстрация Системы – способность по желанию «включать» и «выключать» разные психологические состояния.

И самое главное – переживание, умение перевоплотиться перед публикой в того человека, которым вы хотите предстать. Для этого во время выступления оратор должен искренне, от всей души верить в то, что он говорит. Если вы не верите своим словам – не удивляйтесь тому, что вам не поверит никто.

Для того чтобы исполнитель был достоверным, Система применяет метод анализа и переживания предлагаемых обстоятельств. Вы должны точно понимать, что именно, по ожиданиям публики, вам следует испытывать в каждый момент выступления – и соответствовать этим ожиданиям. Нужно привлекать собственный жизненный опыт, подбирая аналогии и воспроизводя свое поведение в сходных обстоятельствах.

Например, если руководителю необходимо пожурить собравшихся подчиненных за недостаточно эффективную работу, ему достаточно скопировать свое поведение во время «воспитательной работы» с детьми. Это будет достоверно, а сотрудники подсознательно воспримут отеческую заботу и отцовское разочарование – идеальный стимулирующий коктейль.

А если требуется проявить гнев, а вы в этот момент испытываете исключительно умиротворение – вспомните плохо обслужившего официанта, «подрезавшего» по дороге на работу водителя или надерзившего сына-подростка, и все «включится» само собой. Главное, не забыть потом вернуться в нормальное настроение.

Помимо этого, большую роль играет умение контролировать собственное внимание. Оратор должен одновременно вести свое выступление и следить за аудиторией, подстраиваясь под ее состояние, а также продумывать свои перемещения с учетом расположения публики и микрофонов, динамиков, записывающих и передающих устройств (при их наличии).

Публичный человек, как и актер, обязан уметь управлять своим телом. Речь в данном случае идет не об атлетических навыках, требующихся исполнителю, а о комфортном самоощущении, отсутствии «зажима».

Все это достигается постоянными упражнениями, доводящими технику до автоматизма. Система заключается именно в автоматизировании рутинных процедур, дающем исполнителю творческую свободу, что особенно важно для оратора. Ведь в большинстве случаев он автор и исполнитель в одном лице.

МЕТОД

В Америке существует своя версия Системы, которая также имеет русские корни. Она называется Метод, и ее создал ученик Станиславского, Михаил Александрович Чехов, а в дальнейшем развили Ли Страсберг и Стелла Адлер. Чтобы оценить степень влияния Метода, достаточно сказать, что его и по сей день применяют практически все популярные голливудские актеры – от Джонни Деппа до Кристиана Бейла, от Роберта Де Ниро до Аль Пачино.

Основное отличие Метода от Системы, значимое для ораторов – замена вымышленного переживания подлинным. Хорошо известны примеры актеров, экстремально набирающих или сбрасывающих вес, испытывавших подлинную ненависть к оппонентам по сцене и даже наносивших себе травмы. Станиславский отказался от такого подхода, справедливо опасаясь его негативного воздействия на психику исполнителей, но, в случае публичных выступлений, если воображения недостаточно, то может оказаться полезным попробовать спровоцировать самого себя. Многие руководители искусственно «раскручивают» гнев, постепенно доводя себя до искреннего возмущения. Это делает выступление особенно убедительным, однако надо помнить, что очень немногие из дел оправдывают ущерб собственному физическому или психическому здоровью.


Развитие риторических навыков – одна из важнейших задач, стоящих перед человеком, собирающимся выступать публично. И от размера аудитории это не зависит. Даже управленцы младшего звена, представляющие проекты внутри собственного подразделения, обязаны стремиться делать это как можно лучше. А руководитель, неспособный донести свои мысли до окружающих, и вовсе не может исполнять свои обязанности должным образом.

Шекспир однажды заметил: «Весь мир – театр, а мужчины и женщины – его актеры». Поэтому занятия с профессиональными преподавателями, или, как минимум, чтение соответствующих книг и упражнения с коллегами, позволяющие на практике совершенствовать ораторское мастерство, являются жизненной необходимостью для каждого человека, стремящегося к успеху на сцене жизни. И Наталья Грэйс – хороший тренер, который способен объяснить основные принципы публичных выступлений и мотивировать людей на дальнейшее самосовершенствование.


Обсудить эту и другие публикации рубрики 

«Сила знаний» вы можете в блоге ее автора: 

www.facebook.com/logunovsi


Увидели ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Станислав Логунов
 
Поделиться:  
Архив 
Все новости