Вторая жизнь Петровских доков

   04 июля 2016, 10:05
Институт «Ленпроектреставрация» разработал вариант приспособления доков Петра Великого в Кронштадте.

На прошлой неделе Совет по сохранению культурного наследия одобрил этот проект. Как отмечают эксперты, кронштадтские доки стоимостью 6 миллиардов рублей могут стать уникальным объектом, не имеющим аналогов в мире.

Канал им. Петра Великого с гидротехническими сооружениями перестал функционировать относительно недавно – в 2006 году. О планах реконцепции объекта стало известно еще в феврале этого года.

Комплекс сооружений канала по замыслу Петра I превратил Кронштадт в морскую крепость и базу Военно-морского флота. Авторский почерк проектировщика – Петра Великого – проявился здесь, как и в других его проектах, – доки существенно превышали стандартные габариты подобных сооружений XVII века. Это был технологический прорыв: время откачки воды из резервуара для ремонта судна сократилось с месяца до 24 часов.

После осушения канала началось разрушение доков. От них остались ямы, которые заполняются снегом зимой и зарастают кустарниками летом. Около 60 % кирпичной кладки уже подверглось губительному разрушению. Последнее обследование прошло в 1995 году. Как подчеркнула заместитель генерального директора по производству ОАО «Институт "Ленпроектреставрация"» Наталия Волынская, если оставить все как есть, памятнику грозит полная утрата.

Новый проект превратит доки в центр притяжения науки и туризма.

Центр подводных исследований Русского географического общества планирует создать новый научно-просветительский центр в Кронштадте на базе канала им. Петра Великого. Проект современного приспособления предусматривает восстановление, реставрацию всех исторических конструкций. А это значит, что доки так же, как при Петре I, смогут принимать корабли, вода так же будет заполнять резервуары и откачиваться с помощью тех же гидротехнических сооружений, что служили морскому флоту в XVIII веке.

Стеклянным куполом доки защитят от перепадов температур и осадков. Проектировщики представили эскизы четырех вариантов стеклянного «колпака». Участникам Совета по сохранению культурного наследия больше всего понравился самый прозрачный и минималистичный из них. Высота купола не превысит 12 м.

Самое интересное будет сохранено под куполом. Проект ОАО «Институт "Ленпроектреставрация"» предполагает стеклянную перегородку из акрила, которая пройдет вдоль канала и разделит его на две части. В одной части будет находиться вода с помещенными в ней экспонатами – кораблями и предметами, найденными на дне Балтийского моря. В другой – галерея для посетителей музея, где они смогут наблюдать сохранившиеся судна и работу подводников. Этот оригинальный научный «аттракцион» предполагают расположить в центральной, южной и восточной частях крестообразного канала. Северную часть отведут под реставрационные лаборатории и научно-методологический комплекс. Предпроектные разработки станут основой для рабочего проекта, который планируют создать уже в следующем году.

По предварительным данным Комитета по инвестициям, вложения в проект могут составить около 6 млрд рублей. Но, как считает руководитель отдела внешних коммуникаций Центра подводных исследований Русского географического общества Марина Давыдова, любые предположения по объемам инвестиций беспочвенны на данном этапе. Исполнительный директор Центра подводных исследований Сергей Фокин пока не готов озвучивать точные цифры.

По мнению руководителя отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге Владислава Фадеева, окупаемость подобной реконструкции вряд ли достижима быстрее, чем в 15–20‑летнюю перспективу.

На сегодня главная цель Центра – разработка нормативно-правовой базы для проведения подводных исследований. Сергей Фокин подчеркнул, что пока их юридический статус ничем не отличается от статуса подземных археологических находок. Эти разработки в числе прочего г‑н Фокин планирует продолжить уже в новом научно-исследовательском центре – в 2022 году.

Кстати

В Швеции уже реализован подобный проект – стокгольмский музей Vasa. Это самый посещаемый музей Стокгольма. Он создан на базе сохранившегося корабля Vasa, названного так в честь правящей династии. После затопления в 1628 году судно пробыло в воде 333 года, пока не увидело свет и не стало музеем. Корабль удалось сохранить с помощью распыления полиэтиленгликоля.

Доки Лондона преобразовали в музей в 2003 году. Первыми помещениями музея стали сахарные склады – памятники архитектуры, построенные в раннем григорианском стиле XVIIII века, открытые в 1802 году на территории 

Вест-Индия Докс. Основа коллекции посвящена истории Темзы и доков. Двухэтажный музей состоит из 12 галерей и одной детской галереи.

МНЕНИЕ

Игорь Кокорев

Игорь Кокорев

руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St. Petersburg:

– Создание крупного и уникального музея в доках вряд ли кардинально повлияет на потенциал строительства в Кронштадте. Кронштадт уже существенно прибавил в привлекательности после открытия Морского собора. Зато новый проект сможет привлечь в город больше жителей Петербурга, что создаст дополнительный потенциал в сфере услуг. Уникальные проекты, к которым, безусловно, относится и рассматриваемый музейный комплекс, да еще и связанные с реконструкцией и приспособлением исторических объектов, являются крайне трудно прогнозируемыми с точки зрения бюджета проекта. При этом прямая окупаемость инвестиций в такие проекты крайне длительная или вообще отсутствует. Правильно говорить о том, что самоокупаемость в ходе эксплуатации уже будет хорошим результатом деятельности музея.

Вера Лаговская
Поделиться:
Ленпроектреставрация
Кронштадт
реконцепция
реконструкция
реставрация объекта наследия

{{articles.header}}

{{results}}