На страже Северной столицы

   08 мая 2015, 13:44
Одно из старейших предприятий нашего города - ООО «Пушкинский машиностроительный завод» (бизнес-единица Группы компаний «ГЕОИЗОЛ») - празднует юбилей Победы.
стелла.jpg

Евгений Иванов. Одно из старейших предприятий нашего города - ООО «Пушкинский машиностроительный завод» (бизнес-единица Группы компаний «ГЕОИЗОЛ») - празднует юбилей Победы.


Завод ведет свое начало с 1919 года. С началом Великой Отечественной войны завод перешел в распоряжение Ленфронта. Все 900 блокадных дней работал в коридорах бывшего завода «Красный Октябрь», по соседству с заводом им. Карла Маркса.

«В декабре 1942 года было принято решение военного Совета Ленинградского фронта, обязывающее завод им. Карла Маркса и 26-ю шоссейно-дорожную базу производить сборку реактивных минометных установок «катюша» из деталей и узлов на автомобилях «Студебеккер», уже оборудованных пультом управления», - вспоминает Михаил Петрович Ларионов, проработавший всю блокаду начальником кузнечно-сварочного цеха.

Руководил заводом перед войной и в дни блокады Яков Романович Штильман.

Заказ был совершенно секретным и особо срочным. За срыв задания — ответственность по законам военного времени. Работа производилась под руководством военных специалистов. В эти дни шла усиленная подготовка к операции по прорыву блокадного кольца. Тогда же люди чувствовали это сердцем и делали все, что кажется теперь невозможным.

«Однажды на завод не поступили автомобили, и начальник завода им. Карла Маркса срочно собрал совещание. Представитель командования требовал выполнения задания любыми путями, и было решено собирать реактивные установки на отечественных автомобилях ЗИС-5. Но для этого нужно было срочно переоборудовать, укрепить машины. Для выполнения этой работы потребовалось на нашей 26-й базе отключить 4 электросварочных аппарата и на автомашинах перевести в цех завода им. К. Маркса. К утру все необходимое количество подрамников было готово. Задание было выполнено. В дальнейшем монтаж «катюш» на отечественных автомобилях ЗИС-5 стал привычной работой», - рассказывает фронтовик.

Героическая ночная и круглосуточная работа была нормой. И хотя люди после голодной зимы были еще слабые, они сами отказывались уходить из цеха и продолжали работать.

Почти четверо суток подряд работал, не выходя из цеха, молодой слесарь Саша Черневский, когда случилось так, что ему не было замены: если он уйдет – график сборки «катюши» будет сорван. И график не был сорван ни разу! Рабочие видели, как нужны «катюши» фронту. Их боевые расчеты прибывали заранее и немедленно занимали свои места, едва заканчивались сборка и опробование «катюш». При этом бойцы никогда не забывали пожать рабочим руки. Рабочие стояли у станка, как солдаты на фронте, не щадя жизни. За муки ленинградцев дивизионы «катюш» обрушили на фашистов наводящий ужас огненный смерч.

В 1943 году 26-я ШДБ выполняла важный военный заказ – мостовые разборные металлические фермы для переброски тяжелых танков через водные преграды. Рабочие выезжали на оборонные рубежи, монтировали, устанавливали фермы на переправах, а затем ремонтировали их после вражеских налетов.

Неоднократно выезжал на передовую шестнадцатилетний электросварщик Дима Тарасов. Впоследствии Дмитрий Алексеевич – ветеран завода, был занесен в заводскую Книгу почета. На 26-й базе он встретил свою будущую жену, свое счастье – 15-летнюю Зиночку – токаря. Для нее была изготовлена специальная площадка, чтобы она могла управлять станком.

Дважды ставился вопрос об эвакуации завода в Кировскую область, и каждый раз командование Ленинградского фронта отменяло этот приказ – завод был нужен блокадному Ленинграду.

Специалисты Пушкинского завода внесли достойный вклад в укрепление обороны Северной столицы, в прорыв блокады и в Ленинградскую Победу. Все работники завода были награждены медалями «За оборону Ленинграда», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне». Были и награжденные орденами Красной Звезды, «Знак Почета». Все были удостоены звания «Участник Великой Отечественной войны».

В апреле 1944 г. завод вернулся в город Пушкин на прежнее место – за переездом в сторону Колпино. После войны менялись его названия: 26-й завод; Пушкинский ремонтно-механический завод.

История завода богата героями. Так, Герой Советского Союза Евгений Котов работал на Пушкинском машиностроительном заводе в довоенные годы учеником токаря, затем токарем-универсалом. После начала войны Котов вместе с товарищами по цеху в тяжёлые блокадные дни работал для фронта.

В начале 1942 года Котов ушел добровольцем на фронт. В составе лыжного батальона сражался на одном из южных участков Ленинградского фронта, был ранен. Зиму 1942—1943 годов красноармеец Котов встретил на Юго-Западном фронте в составе 44-й гвардейской Краснознаменной стрелковой дивизии. Стрелок 130-го гвардейского стрелкового полка гвардии рядовой Евгений Котов 15 января 1943 года у станции Красновка (Тарасовский район Ростовской области) в составе группы из 13 человек ворвался на окраину сильно укрепленного пристанционного посёлка Донской. Из захваченных 3 домов бойцы отразили многочисленные атаки превосходящих сил противника и продолжали вести огонь даже тогда, когда гитлеровцы подожгли дома. В этом бою погиб. Похоронен в братской могиле на станции Красновка.

На территории Пушкинского машиностроительного завода установлен памятник, на котором высечены имена работников завода, погибших в войну (на фото). 

Поделиться: