Becar замахнулся на федеральную сеть коворкингов
Компания планирует ее сделать самой большой в России. Эксперты считают, что перспективы у формата есть, но преувеличивать их не стоит.
Замах
В рамках проекта до конца года Becar планирует открыть несколько объектов федеральной сети GrowUp в центре Москвы. Первый из них площадью около 1,5 тыс. кв. м будет рассчитан на 420 рабочих мест и разместится в историческом здании конца XIX века, расположенном недалеко от станции метро «Таганская». Другой на 1 тыс. кв. м будет реализован рядом с метро «Маяковская».
При этом в компании намерены придать объектам своей сети особую изюминку. Хотя обе площадки и будут готовы принять любых резидентов, однако каждая из них будет иметь свою дополнительную специализацию. «Это делается впервые за всю историю развития формата в России. Так, в проекте на «Таганской» будет сделан уклон на архитектурное направление. А на «Маяковской» в планах создание медиа-коворкинга, в котором можно будет проводить мероприятия любого формата и масштаба», - говорит директор департамента управления коворкингами Becar Asset Management Group Константин Королев.
По его словам, к запуску федерального проекта компанию сподвиг успех первых объектов сети. Напомним, пилотный коворкинг GrowUp площадью 2,5 тыс. кв. м, рассчитанный на 500 рабочих мест, был открыт в Санкт-Петербурге в марте 2017 года. В его инфраструктуру входит конференц-зал на 70 человек, 6 переговорных комнат, team-офисы, кухонная зона, а также столовая. Вторым проектом сети стал agile-коворкинг площадью 1067 кв. м (238 рабочих мест) в центре Казани.
Перспективы есть
Опрошенные эксперты считают, что перспективы у формата есть, хотя и в относительно узких кругах. «Коворкинги – отдельное пространство для совместной работы, в основе которого лежит модель работы, в которой участники, оставаясь независимыми и свободными, используют общее пространство для своей деятельности. В частности, коворкинг популярен среди фрилансеров, удаленных сотрудников, переводчиков, программистов, дизайнеров и начинающих предпринимателей. Формат занимает промежуточное место между работой из дома и использованием отдельного офиса. Коворкинги используют компании-новички, у которых еще нет ни средств на стандартный офис, ни понимания – насколько офис и вложения в него будут оправданы дальнейшими успехами этого самого бизнеса», – отмечает руководитель отдела коммерческой недвижимости Knight Frank St.Petersburg Марина Пузанова.
С ней согласен генеральный директор Maris в ассоциации с CBRE Борис Мошенский.
По словам руководителя проектов отдела стратегического консалтинга JLL в Петербурге Екатерины Заволокиной, в Северной столице формат пока не получил широкого распространения, в отличие от Москвы. Из известных столичных игроков она называет «Рабочую станцию», «Ключ», CEO Rooms.
По данным Knight Frank, на сегодняшний день в Петербурге насчитывается около 60 креативных пространств, расположенных в различных зданиях суммарной площадью более 300 тыс. кв. м. Наиболее распространенными профилями являются офисы и коворкинги, которые составляют 35% этих площадей. В сегменте коворкингов представлены различные площади от 160 кв. м до 20 тыс. кв. м. В среднем площадь коворкингов составляет около 350-400 квадратов.
Экономика
«Основные затраты в таком проекте идут на отделку, офисное оборудование, мебель и персонал, без учета вложений в недвижимость. Для того чтобы сделать финансовые расчеты о затратах, нужно учитывать состояние объекта, плотность размещения рабочих мест, будут ли коворкинги оснащены компьютерами, планируются ли переговорные комнаты. Поэтому прогнозировать затраты на проект сложно», – рассказывает Борис Мошенский.
По словам Константина Королева, стоимость запуска коворкинга обходится в 30-50 тыс. рублей на квадратный метр, в зависимости от состояния помещения и его площади. «В зависимости от конкретного объекта и его концепции будет формироваться общий объем инвестиций и срок окупаемости проекта», – добавляет он.
По оценке Екатерины Заволокиной, сроки окупаемости таких объектов могут составить от трех до пяти лет.
Фото: i.ytimg.com