Есть ли в Петербурге качественные «три звезды»?

   21 сентября 2017, 10:16
Утверждение о том, что в Санкт-Петербурге не хватает объектов размещения среднего сегмента, то есть трехзвездочных отелей, не оспаривают ни игроки рынка, ни эксперты, ни чиновники.
Фото: alterainvest.ru

Однако есть аналитики, не считающие полноценными «тройками» даже действующие в городе объекты такого уровня.

«Троек» нет!

Мнение о том, что качественных трехзвездочных отелей в Петербурге не существует, озвучила директор департамента инвестиций в недвижимость Becar Asset Management Group Катерина Соболева. «На сегодняшний день трехзвездочные объекты размещения в городе – это либо хорошие хостелы, либо не очень комфортные гостиницы с плохим ремонтом, либо объекты с очень дорогими номерами», – заявила она.

NAI Becar пришла к такому выводу, изучив рынок не только со стороны отельеров, но и со стороны потребителей услуг. «Мы заселялись в номера разных трехзвездочных гостиниц, чтобы увидеть ситуацию глазами гостя. И чаще всего попадали в не очень комфортные номера с плохим ремонтом», – рассказала Катерина Соболева.

Эксперт добавила, что в данном случае качество определяется сочетанием двух факторов. Это соответствие уровню трех звезд по параметрам, установленным Министерством культуры РФ, и соответствующее качество сервиса. «Со вторым критерием все сложнее. Качественный отельный сервис включает в себя и профессиональный доброжелательный персонал, и выверенную структуру оказания услуг. Сегодня в России действительно высокий уровень качества сервиса – большая редкость», – считает она.

Несмотря на категоричность озвученного мнения, ряд экспертов, опрошенных газетой «Кто строит в Петербурге», Катерину Соболеву поддержали.

«У нас есть крутые, по-настоящему крутые пятизвездочные отели. Можно найти приличные четверки, в основном западных сетей. Но ниже – провал. То, что попадает в категорию трех звезд, – это либо откровенно старые и «уставшие» отели, либо объекты, которые пытались обновить, но «получилось как всегда», – считает Николай Антонов, генеральный директор управляющей компании МТЛ, которая входит в группу «БестЪ».

Директор трехзвездочной гостиницы «Орбита» Анна Иванова отметила, что в Петербурге очень мало примеров, когда здание строится конкретно под гостиницу среднего уровня. «Большинство таких отелей – это либо частично отреставрированное наследие советского периода, либо небольшие гостиницы, расположенные в расселенных коммуналках. Отелей, изначально построенных как трехзвездочные, с полностью продуманной инфраструктурой, в городе практически нет, а те, которые были, за последние годы «надели» еще одну, четвертую, звезду», – рассказывает она. Эксперт отметила, что, к несчастью, даже свою гостиницу не может назвать полноценной «тройкой».

Впрочем, по оценке экспертов, проблема не только в отельерах и девелоперах, а в особенностях петербургского гостиничного бизнеса. «Цена строительства трех- и четырехзвездочного отеля практически одинакова. При этом амортизация у «тройки» гораздо выше, чем «четверки», ведь отели среднего сегмента более востребованы у больших туристических групп, включая спортсменов и школьников. «Такие гости зачастую приносят отелю убыток, равноценный доходу от своего проживания. В итоге напрашивается вывод: зачем становиться «тройкой» за вложения размером с «четверку»?» – рассказывает Анна Иванова.

«Тройки» есть!

Однако большая часть опрошенных экспертов полагают, что качественные трехзвездочные объекты размещения в Петербурге все-таки есть. «В нашем городе уже есть примеры, когда строящийся отель изначально заявляется как трехзвездочный. Достаточно вспомнить Hampton by Hilton», – отметил Владимир Федоров, коммерческий директор компании Plaza Lotus Group, которая намерена построить гостиницу в Пьяной гавани.

Старший консультант департамента гостиничного бизнеса компании JLL Маргарита Найштут также напомнила, что в Северной столице представлены такие международные бренды среднего ценового сегмента, как Ibis и Hampton by Hilton. Помимо этого работает бренд «А‑отель» российской сети «Азимут», позиционирующий себя в сегменте трех звезд, но более низкого ценового уровня, нежели гостиницы, управляемые международными операторами.

«Кроме того, на рынке имеется и большое количество независимых отелей, которые ввиду высокой конкуренции и отсутствия преимущества «узнаваемости» брендированных объектов вынуждены постоянно следить за качеством предлагаемого продукта и оказываемых услуг. Даже если заглянуть на Booking.com, отзывы гостей этих объектов говорят о том, что качественное небрендированное размещение в сегменте трех звезд в городе есть», – считает Маргарита Найштут.

Эту точку зрения разделяет и заместитель директора департамента консалтинга Colliers International в Петербурге Евгения Тучкова. Она отмечает при этом, что большинство сетевых операторов работают в сегменте четырех звезд, а предложение трехзвездочных отелей представлено преимущественно локальными игроками.

В сети Nevsky Hotels Group, которой принадлежат шесть петербургских трехзвездочных гостиниц, с позицией Катерины Романовой предсказуемо не согласны. «Конечно, не все объекты размещения могут предоставить превосходный сервис и свежий ремонт, но здесь уже скорее вопрос к недобросовестным отельерам, которые были, есть и всегда будут, как и в любом другом бизнесе», – поясняет руководитель отдела маркетинга Nevsky Hotels Group Ксения Михеева.

Ценовой вопрос

Дополнительную неразбериху в классификацию объектов размещения добавляет цена. «Гостиничный бизнес Петербурга обладает ярко выраженной сезонностью, из-за которой и создается впечатление, что в летнее время цены сильно завышены. Но если мы рассмотрим условия отдыха в низкий сезон, то стоимость размещения будет ниже, чем в отелях такой же категории в некоторых европейских странах», – говорит Ксения Михеева.

Эту точку зрения разделяет и Анна Иванова. «Сезонность Петербурга дает возможность зарабатывать только три месяца в году, а все остальное время спрос средне-низкий, когда в трехзвездочных отелях средний тариф колеблется от 2 до 3,5 тысячи рублей. RevPAR (аналитический показатель, отражающий уровень доходности одного гостиничного номера. Рассчитывается как частное от деления чистой выручки от продаж номерного фонда на общее количество доступных для проживания номеров. – Прим. ред.) при этом составляет практически в 1,5 меньше, чем у «четверки», – отмечает она.

Евгения Тучкова указывает на то, что в высокий сезон цены растут не только на «тройки», но и на объекты размещения всех категорий. «Но в межсезонье в трехзвездочной гостинице можно снять номер с хорошим соотношением цены и качества», – заверяет эксперт.


КСТАТИ

По данным Colliers International, к концу первого полугодия 2017 года в Санкт-Петербурге работало 65 трехзвездочных гостиниц на 7515 номеров. 
Это без учета мини-отелей. К концу текущего года, по прогнозам аналитиков, номерной фонд увеличится примерно на 230 единиц.
Стоит отметить, что в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года в рамках проведенной классификации официальную категорию «три звезды» получили 209 гостиниц, 115 из которых – мини-отели.
Средняя цена за номер в «тройках» в первой половине 2017 года составила 4393 рубля в сутки, при этом за время высокого сезона (июнь-август) этот показатель увеличился до 6030 рублей.

Мария Мельникова
Поделиться: