Цемент vs асфальт

   07 декабря 2017, 12:17
В 2017 году в Кремле дали установку повысить срок эксплуатации покрытия дорог до 12 лет между ремонтами и до 24 лет между реконструкциями.
Фото: DSU12.BY

 Эксперты уверены: эту задачу можно решить, поменяв традиционный асфальт на более износостойкое покрытие из цементобетона.

Стандартный срок эксплуатации асфальтового дорожного покрытия составляет около 10 лет. Однако под воздействием природных и техногенных факторов он может уменьшаться. В Санкт-Петербурге и Ленобласти из-за тяжелых погодных условий и интенсивной эксплуатации асфальт требует ремонта как минимум раз в 5 лет. При этом дорожники периодически нарушают условия укладки такого покрытия, ремонтируя его зимой, в дождь и снег. Это еще сильнее сокращает срок жизни дорог, на которых появляются колеи, ямы и выбоины.

При этом до сих пор в России при строительстве дорог используется практически исключительно именно асфальт. Произвести революцию на рынке может цементобетонное покрытие, которое активно применяют в мире последние 50 лет. В ряде стран Европы доля таких дорог составляет от 13 % до 50 %, а в США – достигает 60 %. В основном из цемента строят скоростные хайвеи и автобаны с интенсивностью движения более 3000 автомобилей в сутки. В России же их доля составляет не более 2 %, причем построены они были в 1950–1970‑х годах.

В 2004 году немецкие исследователи сравнили состояние одновременно построенных дорог с разными видами покрытий. Через 23 года использования ремонта требовали только 5 % магистралей с цементобетонным покрытием, а с асфальтобетонным – 85–100 %. В США есть участки трасс, которые дожили без реконструкции до 72 лет, на Украине – до 50.

«В России есть цементобетонные дороги, которые, находясь под интенсивными нагрузками, эксплуатируются уже 30 лет без капитального ремонта. Объем работ по их содержанию незначительный», – отмечает заместитель председателя правления по технической политике ГК «Автодор» Игорь Зубарев.

Он отмечает, что запрос на новое качество дорожного строительства в России идет сверху. «Согласно постановлению Правительства России от 30 мая 2017 года № 658, межремонтные сроки службы автомобильных дорог должны составлять 12 лет, а между реконструкциями должно пройти 24 года. Без применения цементобетонной технологии эту задачу не решить», – уверен эксперт.

Плюсы

«К основным преимуществам цементобетонных дорог относятся высокая несущая способность покрытия и относительно низкие затраты на содержание и эксплуатацию. Такая дорога выдерживает большие транспортные нагрузки, не подвержена существенной деформации», – рассказывает глава тендерного и контрактного департамента Strabag Grossprojekte GMBH Алекс Эккерт.

Текстурированные цементобетонные покрытия обеспечивают лучшее сцепление шин с поверхностью. При этом аварий на таких дорогах происходит на треть меньше, чем на привычных нам асфальтовых. «Тормозной путь на цементном покрытии короче, а при одинаковой освещенности на бетонной дороге светлее почти на 30 %», – подчеркивает менеджер по инфраструктурным проектам Lafarge Holcim Олег Агарышев.

При правильном проектировании дорога из бетона практически не страдает от погодных неурядиц. Колея на ней не образуется, только сколы и трещины. Автомобилисты экономят до 10 % топлива при движении по цементным дорогам по сравнению с асфальтобетонными, уверяют эксперты.

Минусы

Главная причина невостребованности такой технологии в России банальна. Это – деньги. Цементобетонное покрытие стоит заметно дороже асфальтового, особенно если используются импортные материалы. Однако если оценивать стоимость не только строительства, но и эксплуатации дороги в дальнейшем, то цементное покрытие оказывается более выгодным вложением.

«По смете строительства цементобетонное покрытие может быть дороже асфальтового до 30 %. В отдельных случаях можно сэкономить до 5 %, например, за счет сокращения расходов на доставку вяжущих к месту строительства. Но во всем мире инвестиции оценивают с точки зрения жизненного цикла и расходов на эксплуатацию, и тут цементобетонная дорога будет дешевле», – утверждает Олег Агарышев.

Кроме того, на такой дороге невозможно проводить столь распространенный в России ямочный ремонт. Однако, учитывая длительный срок эксплуатации, необходимость в нем фактически отпадает.

Как перенять

«Основным толчком к использованию цементобетонной технологии будет переход на контракты жизненного цикла автодорог. Например, в Германии компания-подрядчик, строящая дорогу в рамках проектов государственно-частного партнерства (концессии), содержит ее в течение всего периода ее эксплуатации», – отмечает Алекс Эккерт.

Однако для того чтобы строительство дорог из цемента и бетона в России получило широкое распространение, нужно разработать специализированные регламенты, добавляет он. «Необходимо менять и актуализировать научно-техническую базу, документацию для строительства цементобетонных дорог в России», – подчеркивает эксперт.

Заведующий кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ Виктор Ушаков также отмечает необходимость создания нормативной базы для применения цементобетонной технологии в России. «Первым шагом на пути к переменам стало учреждение Ассоциации бетонных дорог, которая объединит ключевых игроков отрасли: производителей строительных материалов, представителей строительного бизнеса и проектных институтов и станет драйвером развития нормативной базы для применения цементобетонной технологии в проектах по созданию дорожной инфраструктуры», – рассказал ученый.

Серьезные надежды на ассоциацию возлагает и Олег Агарышев. Однако, по его мнению, есть и другие важные подвижки. «Сегодня для строительства бетонных дорог уже предпринят ряд мер. Об увеличении доли строительства таких магистралей покрытием говорится в принятой государственной стратегии развития промышленности и стройматериалов, а ведущие государственные дорожно-строительные организации изучают мировой опыт возведения бетонных дорог и внедряют новые технологии», – уверяет эксперт.


Анастасия Шугаева
Поделиться:
дороги
асфальт

{{articles.header}}

{{results}}