ЕССК расширяет перечень предлагаемых услуг

   31 января 2018, 09:05
Единая система строительного комплекса (ЕССК) Санкт-Петербурга начала работу почти год назад. Сегодня городские ведомства подводят первые итоги ее деятельности и рассказывают о дальнейших перспективах развития.
Фото: paevskiydesign.ru

Полет нормальный

В целом создатели, операторы и органы, перешедшие на электронный документооборот и переместившие свою работу в ЕССК, высоко оценивают первого результаты работы системы. «ЕССК – ключевой элемент модернизации системы получения услуг в сфере строительства и формирования баз данных в отрасли. Один из приоритетных проектов городских властей», - отмечает заместитель руководителя Администрации губернатора Санкт-Петербурга – начальник Проектного управления – проектного офиса Юлия Лудинова.

Она напомнила, что в августе 2011 года правительством РФ было создано Агентство стратегических инициатив, одним из направлений деятельности которого является создание комфортного инвестиционного климата в России. В Петербурге за это отвечает Штаб по улучшению условий ведения бизнеса под руководством губернатора Георгия Полтавченко. Им 17 февраля 2017 года утверждены 17 дорожных карт по реализации мероприятий в этом направлении, одна из которых касается как раз строительной отрасли. И именно она предполагает создание ЕССК.

По словам генерального директора СРО А «Объединение строителей СПб» Алексея Белоусова, в числе главных инициаторов создания системы были представители отраслевого бизнес-сообщества. «Необходимо было ликвидировать избыточные процедуры. И надо сказать, что создание системы двигалось очень медленно, пока документы по ней кочевали по кабинетам и получали различные согласования, до тех пор, пока губернатор не принял однозначеное политическое решение о том, что ЕССК – быть», - вспоминает он.

«Система – это ключевой информационный инструмент, позволяющий создать прозрачную, понятную, комплексную систему предоставления государственных услуг в строительной отрасли, – подчеркнула Юлия Лудинова. – ЕССК – это единое информационное пространство, содержащее все данные о реализации инвестиционных проектов, реализующее принцип «одного окна» в электронной форме».

Она подчеркнула, что документами, внесенными застройщиками в систему ЕССК, смогут пользоваться все государственные ведомства. Это избавляет компании от необходимости подачи в разные органы пакетов документации, содержащих одни и те же бумаги. Заявитель в онлайн-режиме может видеть процесс прохождения заказанной им услуги. Кроме того, система позволяет органам госвласти контролировать оперативность и качество работы подведомственных организаций. По совокупности все это должно способствовать ускорению административных процедур и улучшению инвестиционного климата.

Как сообщила Юлия Лудинова, в рамках ЕССК уже выполняются 28 процедур из 43, предусмотренных постановлением правительства РФ от 30 апреля 2014 года №403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства». За 2017 год в ЕССК поступило 1276 заявлений от строителей на предоставление различных услуг, из них 87% имеют положительный результат.

По данным вице-губернатора Петербурга Александра Говорунова, благодаря внедрению ЕССК при надлежащем оформлении документов позволило с 240 до 90 дней сократить срок получения разрешения на строительство. Модель взаимодействия, предложенная Государственной административно-технической инспекцией, с 90 до 12 дней сократила период согласования проектной и выдачи разрешительной документации на технологическое присоединение к электрическим сетям.

Чиновник подчеркнул, что федеральный центр и Агентство стратегических инициатив признали это лучшей практикой, рекомендованной для внедрения во всех регионах. Совместная работа с Ленэнерго дала возможность уменьшить срок подключения к электросетям более чем в два раза – до 90 дней. Этот результат позволил России прибавить 20 позиций и занять в сфере подключения к сетям 10 место в мире по рейтингу Doing Business.

То ли еще будет

По словам Юлии Лудиновой, система продолжает развиваться и совершенствоваться, пополняясь новыми сервисами и ресурсами. Так, в ней появится единый классификатор-справочник строительных объектов со всей сопроводительной документацией по ним и возможностью выяснить, в какой стадии находится реализация проекта.

Недавно через ЕССК стало можно получить порубочный билет и определить восстановительную стоимость зеленых насаждений. Согласно новому алгоритму, заявитель направляет проектную документацию через систему. Отдел согласований проектной документации Комитета, получив пакет документов, выезжает на место и определяет объем сноса и пересадки, рассчитывает размер восстановительной стоимости зеленых насаждений, выставляет счет на оплату восстановительной стоимости. После перечисления денег в бюджет города или муниципалитета, оформляется порубочный билет (или представляется аргументированный отказ в его выдаче). Сейчас специалисты ведомства консультируют застройщиков по работе в рамках нового алгоритма.

С 1 августа 2017 года свои услуги и ряд административных процедур начала оказывать через ЕССК Служба госстройнадзора и экспертизы. А с 1 января 2018 года получить разрешения на строительство или ввод объектов в эксплуатацию, а также уведомления о строительных работах стало возможным только в электронном виде через систему.

По словам начальника ведомства Леонида Кулакова, в 2017 году 12% услуг Госстройнадзор оказывал в электронном виде. От рассказал, что Службе в целом несложно было начать работу в ЕССК, поскольку задача стояла не создать «с нуля» схемы работы, а интегрировать в общую систему тот сервис работы с документами в электронном виде, который уже функционировал на сайте надзорного органа. «Но наш взгляд, эту задачу удалось успешно выполнить», - отметил Леонид Кулаков.

Он сообщил также, что в ближайшее время в ЕССК будет размещаться также полная база разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, которая сейчас имеется на сейте ведомства. «Мы исходим из того, что ЕССК должна саккумулировать всю информацию о строительных процессах в городе», - уточнил эксперт.

Александр Говорунов подчеркнул, что в марте в электронном виде в сфере строительства будет оказываться уже 48 госуслуг, а к концу 2018 года их число достигнет 60. Сейчас готовятся изменения в постановление Смольного №438, которые предусматривают согласование в электронном формате проектов планировки территории. Это также повлечет за собой значительное сокращение сроков.

Как рассказала Юлия Лудинова в ближайшее время, в частности, в электронною форму на базе ЕССК перейдет еще ряд процедур. «Это получение документации по объектам культурного наследия, что для Северной столицы очень важно. Также через систему можно будет получить разрешение на работу с участками, находящимися в государственной собственности (сейчас процедура в ведении Комитета имущественных отношений). Это получение ордена ГАТИ и другое», - сообщила она.

Освоиться в системе

Александр Говорунов считает, что пока еще бизнес не в полной мере использует возможности ЕССК, но городские чиновники намерены простимулировать его к переходу на электронный документооборот – это и веление времени и тренд, задаваемый федеральными властями. «Административными мерами, нормативными актами мы будем делать процесс хождения по кабинетам невозможным. Автоматизированная система исключает коррупционные риски и дисциплинирует строителей и представителей органов власти», – говорит он.

По свидетельству директора ГАУ «Центр государственной экспертизы» Игоря Юдина, коснулась эта проблема и госзаказчиков. «Будучи компактной и технологичной организацией, мы достаточно легко перешли на электронный документооборот и работу в ЕССК. Мы отдавали себе отчет в том, что наши заказчики в большинстве своем могут оказаться к этому не готовыми. Поэтому мы организовывали и проводили десятки семинаров и обучающих мастер-классов для заказчиков всех уровней. В частности, по обеспечению загрузки проектной документации капремонта. Для соответствующих служб администрации города нововведение оказалось сложным испытанием. Основной проблемой у потенциальных заявителей стало отсутствие службы заказчика, которая имела бы подготовленных специалистов. Поскольку вся документация проходила через единую систему, мы параллельно разъясняли и вопросы, связанные с загрузкой документации для прохождения госэкспертизы, и процедуру, необходимую для проведения достоверности сметной стоимости капремонта», - рассказал он.

У бизнеса тоже возникают проблемы. Впрочем, Леонид Кулаков рассказал, что после проведенных опросов заявителей в ЕССК по услугам Госстройнадзора выяснилось, что главным камнем преткновения на пути к электронному виду является отсутствие у заявителей усиленной квалифицированной электронной подписи.

Но этим, по признанию Алексея Белоусова, проблемы не исчерпываются. «Когда можно было подавать документы непосредственно в Госстройнадзор, у тех, кто их готовил, всегда было искушение что-то добавить или исправить «на месте», о чем-то договориться «донести попозже» и т.д. В результате качество подготовки пакета необходимой документации сильно страдало. Теперь же застройщик знает, что, с одной стороны, с него не запросят никаких лишних «бумаг», а с другой – что без качественного пакета он не получил ни разрешения на строительство, ни разрешения на ввод», - отметил он.

В результате, по словам эксперта, работа с Госстройнадзором в электронной форме дисциплинирует застройщиков и повышает качество подготавливаемой документации. «Получив несколько мотивированных отказов, сотрудники застройщиков нарабатывают опыт и понимание четких требований системы. А после освоения новой технологии работа, наоборот, существенно упрощается, и прохождения процедур ускоряется», - отмечает Алексей Белоусов.

Впрочем, пока, как признал Леонид Кулаков, пропорция согласований/отказов остается на пережнем уровне. «Когда документы подавались непосредственно в Госстройнадзор, доля отказов составляла примерно 30%, разрешений – 70%. Теперь, после начала приема заявок через МФЦ, пропорция поменялась на противоположную и отказов стало примерно две трети. Причина в том, что сотрудник Службы при приеме документов проводил предварительную проверку пакета. В случае явных недочетов, он извещал об этом заявителя, и документы просто не подавались. Сотрудники МФЦ принимают комплекты документации любого качества и при наличии ошибок заявители, естественно, получают отказ. То же касается и работы в электронной форме. Несомненно, часть застройщиков уже получила необходимые навыки работы с ЕССК и подают качественный пакет документов, вопросов по которому нет. Но пока на общей статистике это почти сказывается. Людям необходимо время, чтобы научиться работать по-новому», - резюмирует он.

Михаил Добрецов
Поделиться:
ЕССК
Госстройнадзор
Кулаков
Белоусов

{{articles.header}}

{{results}}