Как выбрать эффективного тренера

   09 апреля 2019, 11:14
Всего несколько лет назад повышение квалификации сотрудников воспринималось руководителями большинства строительных компаний как формальность, необходимая для подтверждения членства в СРО. Специалисты по мере окончания действия сертификатов отправлялись на краткие курсы. Причем отделы кадров старались выбирать такие учебные заведения, которые требовали не обязательную явку, а только своевременную оплату.
Фото: Станислав Логунов – руководитель с 20-летним опытом, бизнес-консультант, эксперт по повышению эффективности организаций за счет внедрения передовых технологий управления, основатель Центра эффективных улучшений.
В последнее время ситуация начала постепенно меняться. До руководителей стало доходить, что повышение уровня их сотрудников выгодно в первую очередь компаниям. Но, к сожалению, очень часто столкновение с реалиями образовательного бизнеса приводит к разочарованиям и потере веры в пользу обучения. 

Осознав эту проблему, я прошел соответствующую подготовку и вот уже около двух лет веду занятия по бережливому мышлению, эффективной организации работы компаний, поиску скрытых резервов и тайм-менеджменту. При этом я понимаю необходимость постоянно развиваться самому и регулярно посещаю семинары и курсы лекций, которые проводят коллеги бизнес-тренеры в Москве и Санкт-Петербурге. Это не только помогает оставаться в курсе новейших течений, но и дает возможность со стороны посмотреть на образовательный процесс, обратить внимание на ошибки и недоработки, которые раздражают меня как слушателя, а значит, недопустимы для меня как для преподавателя.
В результате анализа и исправления собственных ошибок, а также наблюдения за ошибками коллег у меня сложился перечень характерных признаков, по которым можно отличить неподходящего тренера. 

1. Не знает свою аудиторию

Не подготовиться к тому, какая аудитория тебя ждет, – очевидное проявление непрофессионализма, особенно в строительной сфере. Если тренер или его помощники не предложили заранее посетить компанию, в которой собираются работать, понять принципы ее деятельности и пообщаться с ключевыми сотрудниками, чтобы уточнить их ожидания от занятий, – от такого преподавателя лучше сразу отказаться, чтобы не терять время и деньги. 
Конечно, в случае приглашения иногороднего или иностранного тренера не стоит ожидать, что он заранее приедет познакомиться. Но тогда он обязательно отправит детальный опросник (иногда его даже включают в договор в качестве приложения).

Несколько месяцев назад я наблюдал, как вертелся подобно ужу на сковородке бизнес-тренер, приглашенный в компанию с корнем «строй» в названии, но совершенно не ожидавший, что основное занятие этой фирмы – сдача в аренду строительной техники. Мне было его искренне жаль.

Подвид этой ошибки: преподаватель без серьезного основания предполагает, чем и как занимаются на своем рабочем месте участники семинара. Например, когда он говорит офисным сотрудникам: «Вы никогда не выходите на строительную площадку», а фактически в компании принято раз в неделю проводить планерки на стройке, то он одновременно напрасно обесценивает слушателей и снижает доверие к себе. 

2. Не адекватен планируемой публике

Даже знающий преподаватель может все испортить, если его подача не соответствует аудитории. К примеру, существует распространенное заблуждение, что в строительстве заняты исключительно грубые, плохо воспитанные мужланы, которые непрерывно матерятся. Нельзя не признать, что такие строители тоже есть, но есть и другие, не говоря уже об ИТР и офисных сотрудниках. 

Поэтому неуместные грубые шутки, нетерпимость в любой форме или явные проявления сексизма, демонстрируемые лектором, – еще один признак не только непрофессионализма, но и обычной недалекости. Скабрезные или туалетные остроты нравятся далеко не всем, хуже того – у многих они вызывают брезгливость. Предсказать, к каким меньшинствам относятся слушатели и какие у них политические или религиозные взгляды, практически невозможно, так что вменяемый человек никогда не станет рисковать задевать кого-то. Стреляя не глядя, всегда есть шанс в кого-то попасть. 

А позволять себе уничижительные реплики по отношению к деловым способностям женщин, особенно если они присутствуют в зале, – гарантированно получить оппонентов, которые не только никогда не примут то, что лектор пытается донести, но и будут прилагать всевозможные усилия, чтобы его завалить. 

Я сам слышал, как оратор, говоривший совершенно правильные и разумные вещи, внезапно, без всякой причины решил «украсить» свое выступление фразой о том, что «девушки, конечно, этого сразу не поймут». Мало того, что примерно треть аудитории составляли женщины, так к тому же в зале сидела еще и собственница компании, которая этого не афишировала. Дальнейшее мероприятие представляло собой избиение выступавшего. И, если честно, я ему не сочувствовал. Я сочувствовал компании, сотрудники которой теперь считали все, о чем говорил этот человек, полной чушью.  

3. Использует слова, смысла которых не понимает, необщеупотребительные иноязычные слова или научные термины

Многие люди «для украшения» используют в разговоре наукообразные или иностранные слова, не всегда понимая, что они на самом деле означают. Но если в частной беседе кличка «Эллочка-людоедка» – худшее, что может случиться с таким человеком, то для публичного оратора подобная ситуация катастрофична. 

Во-первых, будучи один раз пойман на том, что он не понимает, что говорит, он полностью теряет доверие к себе. Здесь надо учитывать, что практически в любой компании может оказаться сотрудник, который знает то, что, по идее, он знать не должен. И услышав, как преподаватель неуместно использует какое-то слово, например медицинский или математический термин, он в перерыве непременно всем об этом сообщит. Последствия понятны. Поэтому если оратор без нужды произносит слова типа «геоцентрический» или «биполярный», то он вам не нужен.

Во-вторых, используя иностранную терминологию, особенно японизмы, что часто встречается у преподавателей бережливого производства, тренер осложняет понимание того, о чем рассказывает. Слушатели вынуждены запоминать абсолютно ненужные термины, отвлекаясь от собственно предмета обучения и теряя концентрацию. К тому же такие японские слова, как «муда» или «кайкаку», вызывают смех и тем самым убивают серьезное отношение к предмету. 

 Разновидность этой ошибки – бездумное называние взятых с потолка числовых показателей. Считается, что чем больше цифр, тем достовернее смотрится текст. Зная это, преподаватели, не имея необходимой статистики, частенько ее выдумывают. И это работает, но только до того момента, пока цифры не становятся очевидно неправдоподобными. Рассказ о 500% прибыли или 150% КПД автоматически превращают оратора в Мюнхгаузена. 

4. В выступлениях слишком много воды и очевидных истин

В очевидных истинах как таковых нет ничего плохого, если они произносятся для подтверждения оригинальных идей. Но монолог, состоящий в основном из банальностей, способен в лучшем случае усыпить слушателей. Если преподаватель явно растягивает время, то он просто не уважает вас и вашу компанию. Мало того что он получает от вас деньги, он еще и ворует ваше время. Нанимать такого мастера – развлечение для мазохистов. 

Важное уточнение: иногда добавлять воду необходимо, если аудитория совсем не готова к восприятию нового. Но даже при этом главным должно быть новое, а не вода. 

5. Делает заведомо ложные утверждения или логические ошибки

Это очень часто встречающаяся и очень опасная ошибка, потому что она обычно совершается «без злого умысла», являясь последствием искреннего заблуждения. Например, преподаватель может быть убежден, что первые русские цари принадлежали к династии Романовых, и это никак ему не мешает в жизни, пока он не украшает этой информацией свое выступление и люди перестают верить любым его словам. 

Слова «никогда», «всегда» и «невозможно» – еще один маркер плохого преподавателя. Все эти слова – недопустимые обобщения. Даже законы физики изменяются по мере развития научного знания, так что при определенных обстоятельствах возможно практически все что угодно. Как говорил Джеймс Бонд, «никогда не говори "никогда"»!  

В пылу полемики очень просто потерять нить рассуждений и сделать логический проскок или ошибку, обосновав свою мысль абсолютно не связанной с ней идеей. Это неприятно, но тебя быстро поправят, и, если сама мысль была правильной, восстановить цепочку рассуждений будет несложно. Но когда подобное позволяет себе оратор в режиме монолога, это неприемлемо, так как демонстрирует его неподготовленность и бессвязность мышления. Если преподаватель произносит слово «следовательно», а дальше утверждает то, что совершенно не следует из ранее сказанного, – лучше не иметь с ним дела.

6. Навязчиво демонстрирует свою значимость, успешность, близость к «сильным мира сего»

Над этим качеством смеялся еще Гоголь. Вы ведь наверняка со школы помните: «С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: "Ну что, брат Пушкин?" – "Да так, брат, – отвечает, бывало, – так как-то все…"» Мнимое панибратство со знаменитыми и успешными людьми никого не делает более значимым. Если вы услышали, как тренер упоминает в монологе видного политика или бизнесмена, называя его по имени, да еще в «домашней» форме, явно подразумевая, что речь идет о приятеле, – держитесь от такого тренера подальше. 

Комбинация этой ошибки с предыдущей – привычка травить неправдоподобные байки, выдавая их за кейсы. «Когда меня пригласили в СуперБанк (вы только им не рассказывайте, что я вам проболтался), я сразу им прибыль на 30% поднял. Мне Серега, ну их председатель правления, ну вы его знаете, так и сказал: "Что бы мы без тебя, Иван Петрович, делали…"» Готовы воспринять такого тренера всерьез? А ведь это практически цитата из реального выступления. 

7. Много говорит о себе

Оратор, который посвящает львиную долю выступления восторженному рассказу о себе любимом, – явно плохой преподаватель. Подавляющее большинство людей обожает разговаривать именно о себе и своих успехах. Но слушать это не всегда интересно даже от близких людей, что уж говорить о посторонних. Профессиональные преподаватели просто обязаны об этом знать, и если они все же позволяют себе получасовую саморекламу – то это означает, что или дела совсем плохи, или это непрофессионал. Важная деталь: не путайте кейсы и саморекламу. Первое – описание ситуации, второе – описание себя на фоне ситуации.

8. Демонстрирует излишнее актерство

Профессиональные бизнес-тренеры часто проходят курсы актерского мастерства. При этом, не обладая талантом и не имея времени приобрести хотя бы технику, они неумело играют голосом, допускают фальшивые интонации и в результате вызывают скорее отвращение, чем ожидаемые аплодисменты. Если голос преподавателя режет вам слух, то, если это не великий авторитет, лучше сразу искать ему замену. Когда человека неприятно слушать, то неважно, что он говорит. Я сам дважды отбросил совершенно правильные идеи только потому, что от голоса оратора у меня начинала болеть голова. Не допускайте, чтобы у ваших сотрудников болела голова от хороших идей.  

Мой список далеко не исчерпывающий, но он вполне способен помочь при выборе преподавателя для программ корпоративного развития. Не забывайте: это очень ответственный выбор, его не стоит полностью доверять эйчарам. Не ленитесь сами посетить мероприятие, которое проводит планируемый тренер, чтобы составить о нем собственное впечатление. Почитайте его книги, статьи, поинтересуйтесь мнением людей, которым вы доверяете. Обучение сотрудников – весьма дорогостоящая вещь. В цену входят не только деньги, которые вы заплатите преподавателю, но и затраты на содержание сотрудников, не выполняющих свои основные обязанности, и недополученная прибыль из-за их простоя. Но главное – если правильный тренер может привести к победе даже среднюю команду, то неправильный легко опустит команду звезд в самый низ турнирной таблицы! Удачной игры!

«Кто строит в Петербурге» №1 (663) от 08.04.19
Станислав Логунов
Поделиться:
Сила знаний
Логунов
тренинг
профессиональное образование
повышение квалификации

{{articles.header}}

{{results}}