Екатерина Медведева: «Защитите свою стройку от убытков»
Получается, что залить один участок монолита теперь будет стоить в полтора раза дороже. На этом фоне сумма в 0,01-0,1% от стоимости проекта кажется мизерной. Это диапазон цен на услуги строительной лаборатории, специалисты которой помогут защитить любую стройку от возможных убытков. Об актуальном способе сэкономить рассказывает Екатерина Медведева, руководитель Испытательного Центра ГК «Глобал ЭМ».
Чем вызвано, на ваш взгляд, стремительное подорожание базовых стройматериалов? Неужели мы импортируем кирпичи и бетон?
Конечно, нет. Базовые стройматериалы и все их компоненты являются продуктом местного производства. Они, ни в коем случае, не завозятся из зарубежных стран, даже из соседних регионов завозятся крайне редко. На рост цен влияют косвенные причины.
К сожалению, после введения санкций, главной их них нужно считать иностранное оборудование, которое используют для добычи песка, для производства цемента, франционированного щебня и т.д. Во время становления рынка, конечно, было быстрее и выгоднее закупить оборудование в Европе, чем наладить собственный выпуск. Потом это стало просто привычно, тем более, что оборудование действительно качественное. Теперь использование, например, зарубежных дробильных комплексов и, даже, погрузчиков влияет на стоимость песка из соседнего карьера. И, если комплектующие не всегда, но возможно заменить азиатскими аналогами, то на замещение полного комплекса оборудования на российское в этом секторе, уйдут годы.
Во-вторых, на стоимость влияет объем поставок, а точнее, нагрузка автотранспорта на дороги. Чем больший объем поставляет одна единица техники, тем куб того же песка дешевле. Но, поскольку, вес на автомобильные дороги был ограничен в 2021 году не только для большегрузов, но даже для машин объемом в 3,5 тонны, пришлось снижать объем поставки на одну единицу техники.
И, наконец, сейчас в северо-западном регионе образовался некий дефицит того песка, на котором мы привыкли работать, со средним количеством пыли и другими показателями, важными для качества строительства. Постепенно придется перестраиваться на работу с более крупными или более мелкими песками. А пока привычного песка все меньше, поэтому спрос и цена на него растут.
Кризис в любой отрасли – это не только точка роста, но и благоприятная среда для теневого бизнеса. Не получится ли так, что на рынке опять появятся некачественные строительные материалы?
Они никуда и не пропадали. Несмотря на то, что доля фальсификата на рынке значительно снизилась, полностью искоренить недобросовестных производителей – это, скорее, утопия.
Понятно, что в кризис теневая сторона начинает шевелиться энергичней, ведь ситуация заставляет экономить каждую копейку, поскольку интерес у игроков меркантильный и все пытаются меньше потратить, больше заработать. Поэтому есть вероятность того, что доля некачественных стройматериалов увеличится, хотя незначительно. Мне кажется, что основные застройщики готовы к увеличению стоимости без ущерба качеству. Для этого уже сейчас есть предложение раз в квартал просто пересматривать и увеличивать стоимости товаров и услуг на рынке.
Мой главный совет застройщикам: если появился новый поставщик и предлагает продукцию по привлекательным ценам, стоит насторожиться. Как минимум, нанести визит в эту организацию, задать пару провокационных вопросов и все станет понятно: стоит ли дальше продолжать сотрудничество или же его нужно прекратить здесь и сейчас.
А каким образом строительная лаборатория помогает застройщикам защититься от возможных убытков?
В нашем прайсе около 350 наименований услуг, большинство из которых работают именно на защиту застройщика, ведь лаборатория выступает гарантом качества всех поставляемых на площадку материалов. Своеобразная дополнительная страховка от убытков из-за тех самых недобросовестных игроков.
Основная помощь строительной лаборатории на любой площадке – это осуществление входного контроля качества материалов и текущего контроля качества материалов и производимых работ.
Входной контроль качества позволяет оценить продукт, поставленный на строительную площадку. Пришел, к примеру, настолько бракованный кирпич, что даже простой визуальный осмотр специалиста позволяет понять, что данная партия не подлежит приемке. Составляется акт и кирпич уезжает обратно производителю. Это снижает риск использования некачественной продукции при работах, а значит риск переделки, которая на рынке составляет до 100% монтажа.
Текущий контроль качества позволяет выявить недочеты и недоделки в процессе производства работ. Поскольку данный вид контроля производится на этапе черновых работ, то при обнаружении дефектов, каждый раз принимается решение о переделке или мелком ремонте, но с минимальными потерями для конечного продукта.
Выскажу сейчас несколько парадоксальную мысль. Проверять следует не только новых поставщиков, которые еще не подтвердили качество своей продукции в конкретном проекте. Регулярно нужно проверять и надежных добросовестных поставщиков, с которыми застройщик работает многие годы. В доверительных отношениях часто срабатывает человеческая психология. Где-то поставщик чуть больше разбавил цементную смесь, где-то застройщик положился на проверенное качество и пропустил бракованную партию. Каждый немножко «расслабляется» со своей стороны, а пострадать может качество. К тому же, виноватого будет не найти. Поэтому обследовать нужно все поставляемые на стройку материалы. Всегда.
А вам приходилось разворачивать бетономешалку или грузовик с кирпичами с площадки?
Таких примеров масса. С кирпичом сегодня работают нечасто. Основной продукт – это бетонная смесь, которая должна иметь определенный показатель по подвижности. Очень часто этот показать либо ниже, либо выше заданных стандартных значений. Например, у бетонной смеси с подвижностью П4, показатель по осадке конуса должен составлять 16-20 см. Если при входном контроле специалист определяет, что подвижность бетонной смеси составляет 24 см, такая партия признается несоответствующей стандартам и отправляется обратно на бетонный завод с актом выбраковки. Поверьте мне, следующий автобетоносмеситель, с вероятностью 99% придет идеальным по всем характеристикам. Достаточно один раз обратить внимание производителя на этот инцидент.
В случае, если этот бетон проверке не подвергался и был использован в конструкции, то она просто не сможет набрать проектную прочность. Увеличение одного сантиметра по подвижности дает снижение на 10% по прочности конечного продукта.
Или, скажем, растворная смесь, которая также имеет показатели по подвижности. Здесь ситуация может быть еще хуже. Если бетонную смесь можно уложить в любом случае и получить из нее готовую стену после снятия опалубки, пусть даже недостаточно надежную. А вот растворную смесь с большим показателем по подвижности даже уложить не получиться. Весь раствор из кирпичной кладки вытечет и затвердеет уже только на земле.
Давайте, для наглядности, посчитаем, как работа строительной лаборатории помогает снижать риски дополнительных затрат.
Для заливки фундаментной плиты размером 5х5х0,5 м требуется одна бетономешалка объемом 12 кубов. В среднем 1 куб без учета доставки стоит 3 000 рублей, значит 36 000 – за машину. Если бетонная смесь уложена непроверенной, а конструкция признана дефектной, то в лучшем случае застройщику придется устранять дефект, в худшем – производить демонтаж, закупку и монтаж конструкции заново. Выезд сотрудника лаборатории на площадку для контроля поступающего бетона составляет всего 2 000-2 500 рублей. Поэтому, если речь идет о массовом строительстве, некачественный бетон будет сопряжен с большими рисками, а работа лаборатории на входном контроле – их максимальным снижением.