Елена Козинец: «В вопросе благоустройства Санкт-Петербург на высоте, но не без недостатков»

   22 ноября 2024, 12:09
В августе 2024 года Санкт-Петербург был признан лидером среди регионов по развитию федеральной программы «Формирование комфортной городской среды». За несколько лет в городе появилось 226 обновлённых общественных пространств, а в 2024 году их число увеличится ещё на 50. Власти города подчеркивают, что отличительной чертой всех проектов является сочетание исторического наследия и современных трендов. Руководитель отдела генерального планирования ГК «Глобал ЭМ» оценила текущую степень благоустройства как горожанин и специалист.
Фото: ООО ГЭМ

Почему, при заявленных властями объёмах, многие горожане говорят, что не замечают какого-то значительного благоустройства в городе?

Е.К.: Работы по благоустройству не всегда заметны с первого взгляда в масштабах города, даже района.

В некоторых случаях благоустройство может быть масштабным проектом, включающим в себя устройство нового парка, посадку крупных деревьев и создание комфортных зон отдыха. Кроме того, благоустройство может включать в себя организацию различных мероприятий, таких как праздники или ярмарки, а также временное переоборудование площадей в зависимости от сезона. Это отмечают все жители.

В других случаях это может быть более скромный проект, например, очистка небольшого пространства от мусора, посадка нескольких новых саженцев, установка скамеек и урн в небольших пространствах. Эти изменения, спешащий на работу или по делам горожанин может и не заметить. Но даже такие небольшие проекты благоустройства имеют значение. Они улучшают качество городской среды и создают более комфортные условия для жителей.

Важно также отметить, что восприятие благоустройства зависит от личных предпочтений и мест, которые человек посещает. Многие жители, например, оценили новое пространство возле Лахта-центра и открытую смотровую площадку, но это общественное пространство находится на севере города. Не каждый житель южной части специально готов специально ехать его осматривать. Поэтому жители Петербурга, в целом, отмечают отдельные улучшения в благоустройстве города, но оценить масштаб изменений сложно без личного посещения всех обновлённых пространств.

Тогда что включает в себя благоустройство в городских масштабах?

Е.К.: В контексте городского развития благоустройство представляет собой широкий спектр работ. Среди них — архитектурно-планировочная организация, которая подразумевает упорядочение пешеходных связей и создание безбарьерной среды. Кроме того, обустраивают велодорожки, устанавливают спортивные и детские площадки, организуют зоны отдыха и места для выгула собак. Также работы по благоустройству подразумевают санитарную очистку и уборку улиц и внутридворовых территорий, освещение городских пространств, зданий и зелёных насаждений. Важной частью является озеленение: посадка деревьев и кустарников, создание живых изгородей, цветников, клумб и газонов, а также вырубка сухостоя. Дополнительно устанавливают малые архитектурные формы и водные сооружения, реконструируют и поддерживают в порядке фасады зданий, размещают рекламу и другие средства информации.

А какие существуют нормативы в области благоустройства? И сказано ли там, сколько конкретно деревьев должно быть в городе, чтобы он считался достаточно озеленённым?

Е.К.: Есть федеральные нормативы, СП Градостроительство и СП Благоустройство, в которых содержаться показатели озеленения, например, городского сквера и соотношения в нем игровых зон, скамеек и прочих элементов благоустройства. Но в текущей практике нет установленных стандартов, которые бы регламентировали минимальное количество зеленых насаждений на всей территории города или даже отдельного муниципалитета.

Это нормально. Все города уникальны, а значит и подходы к их развитию различаются. В частности, требования к количеству зеленых насаждений зависят от таких факторов, как местный климат, плотность застройки и исторические традиции. Поэтому главным документом, регулирующим всю застройку на городском уровне, включая благоустройство, является, конечно генплан. Такой документ позволяет оценить текущее состояние и количество, в том числе общественных пространств, выявить потребности в новых и определить возможные места их размещения.

Идеи озеленения Петербурга возникали в каждом новом генплане, но реализовались не все. Советские градостроители, например, предлагали создать линейные парки, соединяющие крупные зеленые зоны. Однако экономические и политические реалии часто вносили коррективы в эти планы. Сегодняшний генплан должен учесть прошлый опыт и предложить эффективные решения для развития городской зеленой инфраструктуры.

Если при работе с уже существующей застройкой приходится искать оптимальные решения для улучшения качества жизни горожан в рамках имеющихся ограничений, то при новом строительстве есть установленные нормы ПЗЗ. Расчеты количества социальных объектов, степени озеленения и т.д. ведутся на основании численности населения будущего района и транспортной доступности объектов. Это позволяет заранее спланировать комфортную городскую среду.

Чтобы стимулировать застройщиков к созданию дополнительных зеленых зон, в Петербурге, например, действует механизм увеличения коэффициента использования территории (КИ) для участков с зелеными насаждениями. Это означает, что застройщик, выделивший землю под сквер, может увеличить плотность застройки на остальной территории. Таким образом, экономические интересы застройщиков сопрягаются с интересами горожан, а город получает дополнительное благоустройство.

Изюминкой нашего города являются набережные. Что вы думаете о проекте непрерывной линии благоустроенных набережных?

Е.К.: Иногда смотрю старые фотографии города в альбоме родителей и понимаю, насколько зелеными и уютными были набережные. Конечно, возникает желание всё это вернуть.

Но городская среда за последние десятилетия претерпела кардинальные изменения. Это особенно заметно во дворах, которые превращаются в стихийные парковки, а также на городских улицах и на набережных, где расширение дорожной сети и появление новых транспортных развязок неизбежно привело к сокращению зеленых зон.

Исторически набережные Петербурга совмещали в себе транспортную и пешеходную функции. Лошади, кареты, а затем и автомобили мирно сосуществовали с пешеходами. Однако, современные реалии ставят перед городом новые задачи. Как сохранить уникальный облик набережных и при этом обеспечить комфортные условия передвижения для всех горожан? Перевод набережных исключительно в статус зеленых зон может создать серьезные неудобства. Для реализации плана благоустройства набережны необходимо найти баланс между экологическими и транспортными потребностями мегаполиса.

Опыт благоустройства набережной реки Охты демонстрирует, что создание полностью пешеходных зон возможно даже в условиях плотной городской застройки. Однако, такой подход не всегда применим ко всем набережным Петербурга. Исторические набережные, связанные с транспортной инфраструктурой города, требуют более взвешенного подхода. Комбинирование транспортных и пешеходных функций на таких набережных позволит сохранить их исторический облик и обеспечить удобство для горожан.

Чего точно не хватает Санкт-Петербургу в плане благоустройства?

Е.К.: Городская среда должна быть адаптирована под потребности людей разных возрастов. Полагаю, что сегодня в достаточной степени удовлетворены потребности детей младшего возраста и молодежи. Для первых в большинстве дворов созданы игровые площадки, есть и более масштабные, в районных парках. Молодежь любит посещать такие пространства, как «Новая Голландия», «Севкабель Порт» и другие. Эти локации предоставляют молодым людям возможности для общения, творчества и самореализации. Они не нужны в каждом дворе, достаточно нескольких точек, разбросанных по городу. Главное, чтобы они были доступными и предлагали интересные активности.

Несколько отстает досуговая инфраструктура для подростков. Им нужны не только спортивные площадки, но и возможности для творческого и интеллектуального развития. Речь идёт о создании подростковых центров, которые в советское время существовали в виде районных творческих клубов. Сейчас их чрезвычайно мало.

А вот в чём город очень нуждается – так это в создании локальных пешеходных зон и маршрутов. Жители зачастую вынуждены перемещаться по узким тротуарам вдоль магазинов, лишенным зелени и комфорта. Отсутствие единого подхода к благоустройству пешеходных зон приводит к тому, что пешеходы сталкиваются с прерывистыми и неудобными маршрутами. Особенно остро эта проблема ощущается для мам с колясками и пожилых людей, которым необходимо больше пространства для прогулок.

Небольшие скверы, аллеи и пешеходные маршруты, интегрированные в жилые кварталы, соединяющие между собой разные районы города, могли бы стать отличным решением для тех, кто хочет прогуляться или просто отдохнуть на свежем воздухе. Такие проекты требуют меньших инвестиций и позволяют более гибко адаптироваться к потребностям конкретных районов. Комбинируя масштабные и локальные проекты, можно создать более разнообразную и комфортную городскую среду. Но для создания такой среды необходимо согласованное взаимодействие всех участников градостроительного процесса.

Какие у вас три любимых общественных пространства в городе?

Е.К.: Полюбила ездить на обновленный Сестрорецкий пляж. Там стало намного комфортнее после проведения благоустройства, есть, где погулять вдоль залива, переодеться, позагорать, поиграть с детьми. Люблю небольшой парк около Меги на Дыбенко. Несмотря на размеры, там все продумано и для жителей, и для приезжающих за покупками. Кустарники ещё не разрослись, но парк очень аккуратный и цветы в клумбах меняют в соответствии с сезоном. Очень нравится «Новая Голландия», но она, по-моему, нравится всем. Очень хочу найти время съездить посмотреть новое пространство около Лахта-центра.


ООО ГЭМ
Реклама
Поделиться:
благоустройство
Козинец Елена
Глобал ЭМ

{{articles.header}}

{{results}}