ТЕНДЕНЦИИ

Автовокзалы: сколько и где?

   11 сентября 2017, 08:00
Тема развития в Санкт-Петербурге сети автовокзалов всплывает с завидной регулярностью, однако в городе по-прежнему работает только один такой объект, построенный в 1960‑х годах.

С тем, что вокзал на Обводном канале давно не удовлетворяет потребности города, согласны и игроки рынка, и чиновники. Эксперты уверены, что для перемен не хватает только государственной воли.

Депутат ЗакСа Петербурга Михаил Амосов обратился к вице-губернатору Игорю Албину с предложением построить новый автовокзал в районе планируемого соединения Западного и Восточного скоростных диаметров. Кроме того, в 2022 году неподалеку должна открыться станция метро «Броневая».

Парламентарий считает, что действующий автовокзал на Обводном канале давно не отвечает требованиям современности. «Объект располагается в центре города, вдали от скоростных магистралей, поэтому выезд из города занимает у автобусов лишнее время, в результате стоимость и продолжительность поездок увеличивается, – пишет Михаил Амосов. – Создание единого общегородского автовокзала в районе «Броневой» позволит организовать крупный транспортно-пересадочный узел на месте соединения ЗСД и ВСД, что благоприятно скажется на транспортной ситуации всего города».

Впрочем, он не настаивает именно на этом адресе. «Необходимо провести исследования, которые, возможно, покажут, что разместить автовокзал удобнее в другой локации. Однако очевидно, что в центре города такой объект находиться не должен», – считает депутат.

Правительство Петербурга еще не прокомментировало это предложение, однако, по словам Михаила Амосова, Игорь Албин инициативой заинтересовался.

Автовокзалы нужны

Необходимость строительства нового автовокзала отмечают не только депутат с вице-губернатором, но и большинство работающих в городе перевозчиков, а также предприятие «Пассажиравтотранс», которое является оператором действующего объекта. Разница только в деталях.

Михаил Амосов полагает, что одного вокзала в городе вполне достаточно. «Раньше шли разговоры о том, что Петербургу нужен еще один аэропорт, однако в итоге было решено не строить новый, а развивать действующий. В результате город получил шикарный аэропорт Пулково, который полностью удовлетворяет требования Северной столицы. Также и с автовокзалом. Надо как следует подумать над проектом, выбрать локацию и реализовать достойный проект», – говорит он.

В «Пассажиравтотрансе» же считают, что Петербург нуждается в сети автовокзалов с сохранением действующего терминала. В пресс-службе предприятия напомнили, что в 2015 году уже шли предпроектные разработки строительства двух новых вокзалов: «Южный» возле станций метро «Купчино» и «Парнас» возле одноименной станции метро. Первый обслуживал бы сообщение с Псковом, Новгородом, Белоруссией и странами Прибалтики, а второй – маршруты в Карелию, Выборг, Приозерск и Финляндию.

По предварительным оценкам, строительство одного такого автовокзала оценивалось примерно в 1 млрд рублей. При этом оба объекта планировалось построить исключительно за счет частных инвесторов. Однако, как и все предыдущие, этот проект так и остался на бумаге. Впрочем, никто не исключает возможности возвращения к этим планам.

Точку зрения «Пассажиравтотранса» разделяют и в Комитете по транспорту. «Такому мегаполису, как Санкт-Петербург, необходимы несколько автобусных вокзалов, одним из которых может быть существующий объект на Обводном канале», – сообщили в ведомстве.

Опрошенные газетой «Кто строит в Петербурге» перевозчики также поддерживают идею развития сети автовокзалов, однако смысла в сохранении действующего объекта они не видят.

«Работать с автовокзалом в центре города неудобно из-за пробок. Водители теряют до 1,5 часов на выезд из Петербурга», – сообщил индивидуальный предприниматель Александр Берко, занимающийся перевозками из Петербурга в пос. Дедовичи (Псковская область). По словам другого предпринимателя Валентина Трофимова, который курирует маршруты в Подпорожье и поселок Вознесенье, выезд из города в час пик может занимать и до 2,5 часов. В связи с этим игроки рынка уверены, что новые автовокзалы необходимо строить на окраинах.

«Конкретно моему ИП не хватает хотя бы еще одного вокзала на северо-востоке. С другими направлениями моя компания не работает, но очевидно, что вокзал нужен и на юге города, и в Кудрово», – пояснил Валентин Трофимов. Александр Берко уверен, что еще один автовокзал должен появиться у станции метро «Купчино»: «Оттуда можно попасть сразу на три больших магистрали: на Москву, Киев и Выборг».

Ориентироваться на магистрали призывает и глава автобусной компании «МП АРС» Александр Арестов: «Новые автовокзалы должны появляться возле крупных магистралей города, например, на выезде Таллинского шоссе. Действующий вокзал сохранять смысла нет, однако прежде чем сносить его, надо построить новые». При этом он считает, что строить полноценные вокзалы необязательно, более дешевые остановочные комплексы будут не менее эффективными.

Эксперт из межрегионального объединения «Город и транспорт» Владимир Владин уверен, что новые автовакзалы необходимо размещать у конечных станций метро. «Переезд вокзала куда-либо целесообразен, только если это улучшит логистику «последней мили» (имеется в виду пробег автобуса внутри городской улично-дорожной сети, где разрешенная скорость движения составляет 60 км в час. – Ред.). С учетом реального трафика это могут быть только конечные станции метро. Или нужно обеспечивать беспробочный допуск машин до терминала», – говорит он.

Будет автовокзал – будет и коммерция

Еще одним позитивным эффектом от появления новых автовокзалов можно считать рост привлекательности их локации для развития коммерческой инфраструктуры, считают эксперты.

«Появление любого транспортного объекта, будь то автовокзал или железнодорожная станция, влечет за собой значительное увеличение пассажиропотока, а значит, подразумевает развитие инфраструктуры в данной локации», – считает управляющий директор департамента инвестиций в недвижимость Becar Asset Management Group Катерина Соболева.

Какая именно коммерческая инфраструктура будет строиться рядом с автовокзалом, зависит от формата самого объекта и от его конкретного местоположения. «Если в округе уже развитая инфраструктура, а вокзал представляет собой крупный объект, то, скорее всего, его появление повлечет за собой комплексное развитие территории и наличие крупных коммерческих объектов, включая торговые центры. Если локация не развита, автовокзал находится на небольшом развязочном транспортном узле, вероятно, поначалу здесь появятся некрупные коммерческие объекты, магазины, киоски», – пояснила Катерина Соболева.

Это мнение разделяет и директор департамента консалтинга «БестЪ. Коммерческая недвижимость» Вячеслав Кайгородов. Эксперт отмечает, что уровень строящихся в локации коммерческих объектов во многом зависит от пассажиропотока и наличия свободных помещений или земельных участков. «Если запланирован автовокзал с маршрутами, обслуживающими 1000 человек в день маятниковой трудовой миграции из населенных пунктов Ленобласти, то рядом появятся несколько ларьков, заведение общепита и, может быть, продуктовый магазин. Если это автостанция с междугородними и международными маршрутами и с пассажиропотоком в 10–15 тысяч человек в день, то это будет вполне достаточный потенциал для реализации проекта торгового центра районного масштаба», – уверен он.

Основатель проектного бюро Rumpu Евгений Богданов призывает обратиться к западному опыту и сразу интегрировать автовокзал в коммерческий объект. «Я считаю это абсолютно правильным потому, что людям, которые отправляются в дорогу, как минимум может потребоваться небольшое кафе или магазин повседневных товаров. Если говорить о чем-то более крупном, то такими проектами уже должны заниматься профессионалы», – говорит он.

«Инфраструктура – главный драйвер девелопмента в любом сегменте: и в коммерческом, и в жилом. Будет государственная инфраструктура – вокруг тут же появятся коммерческие и жилые объекты, созданные уже частными девелоперами. Так происходит во всем мире», – добавляет Евгений Богданов.


Фото: shutterstock.com
Мария Мельникова
 
Подпишитесь на дайджест новостей «Всё о строительстве»
и сократите время на поиск информации!
Получайте только главные новости на ваш email в конце дня!
E-mail:
Поделиться:
Теги:
Также по теме
ПРОЕКТЫ
Кудрово получило схему дорожного движения
В Кудрово появилась схема организации дорожного движения, созданная при участии специалистов Ленавтодора и ГИБДД. Как отмечают в областной администрации, особый акцент был сделан на обеспечение безопасности: предусмотрена установка остановок общественного транспорта, светофорных постов, «...
   18.09.2017 18:07
 
ПРОЕКТЫ
Автовокзалы на Парнасе и в Купчино появятся на два года позже
   15.03.2017 16:15
 
ПРОЕКТЫ
Автовокзалы на Парнасе и в Купчино появятся не раньше 2020 года
Как сообщила первый замглавы Комитета по транспорту Елена Осинцева, строительство объектов, размещение которых было утверждено отраслевой схемой еще в 2009 году, начнется в этом году и продлится до 2020-го.  Стоимость реализации каждого из вокзалов, по предварительным оценкам, составляет 55...
   15.03.2017 10:36
Все новости