Редевелопмент «серого пояса»: что мешает?
Причем с каждым годом интенсивность преобразований только увеличивается. Тем не менее, по оценке экспертов, есть целый ряд факторов, которые затрудняют реализацию проектов в этой сфере, и помочь разобраться хотя бы с частью из них могли бы городские власти.
«Редевелопмент «серого пояса» – это одна из главных градостроительных перспектив развития Санкт-Петербурга. В отличие от жилой застройки за КАД, он позволяет вдохнуть в город новую жизнь, дать новую активность развитию, трансформировать инфраструктуру», – отмечает генеральный директор Colliers International в Петербурге Андрей Косарев.
Но есть и проблемы.
Законотворческая чехарда
По общему мнению экспертов, одна из самых существенных проблем, мешающих как вообще строительной деятельности, так и редевелопменту особенно (в связи с большими временными затратами на реализацию проекта), – постоянные изменения в законодательстве.
Председатель совета директоров ГК «Максимум Девелопмент» Игорь Карцев рассказывает о своем печальном опыте: «Участок на Октябрьской набережной мы приобрели на аукционе РАД еще в 2014 году, но строить не можем до сих пор. Проблема в том, что каждые несколько месяцев рождаются законодательные инициативы, и как только мы справляемся с последствиями предыдущей, появляется новая. Сначала получаем разрешение на 24 этажа, потом поправки в высотный регламент – и этажей становится уже 12. Пока прошли два заседания Градсовета, готовились к общественным слушаниям, вышли поправки к 820‑му закону о границах зон охраны культурных объектов. И так далее».
Законотворческая «бомба» закона 218‑ФЗ, который внес очередные правки в 214‑ФЗ, сформировав уже 24‑ю редакцию этого документа, осложняет ситуацию еще сильнее. Проекты редевелопмента по большей части отличаются довольно серьезными масштабами, и принятое правило «один застройщик – один объект» радикально усложняет их реализацию. Вообще, как считает партнер юридической фирмы Borenius Майя Петрова, многие требования этого закона избыточны. «Те, кто принимает многочисленные поправки, о рынке не думают, а ведь в результате новаций он может встать. И коснется это не только редевелопмента, но и отрасли в целом. Многие требования закона фактически неисполнимы. Привести свою работу в соответствие с ними смогут лишь самые крупные девелоперы, да и те – с трудом», – уверена она.
Частнособственнические интересы
С ним согласна директор по развитию «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад» Ольга Михальченко. «Как при реновации хрущевок проявляется «синдром последнего жильца», так и при попытке консолидации территории для редевелопмента возникает «синдром последнего собственника». Он и сам порой никакой деятельности не ведет, но и уходить не хочет, препятствуя реализации проекта. Поэтому часто приходится вести очень длительную работу, чтобы убедить таких собственников на тех или иных условиях согласиться на редевелопмент. А это и время, и деньги», – заключает она.
Дополнительным осложнением может стать вопрос вывода предприятий, если на территории проекта сохранились действующие производственные мощности. «Наиболее крупные предприятия «якорем» удерживают от редевелопмента все территории вокруг себя», – отмечает Игорь Кокорев.
Тяжелое наследие
Еще один проблемный фактор, по мнению экспертов, – достаточно частое наличие на территории проектов редевелопмента «вкраплений» исторических объектов, находящихся под охраной закона. «Ряд зданий в «сером поясе» города представляют собой объекты культурного наследия. Их приспособление для современного использования всегда дороже, чем новое строительство, как с точки зрения инженерных и строительно-монтажных работ, так и в связи с ограничениями планировочных решений, а значит, и возможностей размещения того или иного функционала в зданиях», – отмечает руководитель проектов развития территорий и девелопмента Becar Asset Management Group Екатерина Тейдер.
О том же говорит и руководитель отдела развития продукта и разработки концепций Холдинга RBI Тамара Попова. «Объекты наследия находятся под охраной государства, и их необходимо аккуратно и по возможности гармонично вписывать в проекты редевелопмента. При этом нужно придумать для них какое-то их рациональное использование. И заниматься этим надо еще на стадии проектирования. Часто это вызывает проблемы и претензии со стороны органов охраны памятников. Никто не спорит с тем, что наследие необходимо сохранять, но нужно искать какой-то баланс интересов, учитывающий и вопросы приспособления объектов для современного использования», – считает эксперт.
Опасные соседи
Отдельной проблемой является сохранение по соседству с проектами редевелопмента действующих промышленных предприятий. «Такое соседство – это санитарно-защитные зоны, классы опасности объектов, непростая экологическая ситуация на территории», – отмечает Екатерина Тейдер.
Свое влияние оказывает и вопрос очистки самой территории застройки. Здесь уместно припомнить, что в ходе несостоявшегося проекта «Набережная Европы» при рекультивации бывших земель ГИПХа было вывезено около 1,2 млн куб. м грунта. Затраты на это превысили 2,5 млрд рублей.
«Градостроительная специфика такова, что редевелопмент территорий, на которых ранее были расположены объекты складского, промышленного и других назначений, подразумевает ряд ограничений, ведущих к удорожанию реализации новых проектов. Дополнительный момент – транспортная и инженерная инфраструктура, сформированная под определенный функционал объектов», – добавляет Екатерина Тейдер.
Нужен план?
Еще одна проблема, в актуальности которой, впрочем, у экспертов нет единства, – отсутствие программы Петербурга по редевелопменту «серого пояса». «Среди препятствий – недоработанность правил развития территорий и недостаточное участие города в планировании как их развития, так и модернизации инфраструктуры», – говорит Игорь Кокорев. Екатерина Тейдер также полагает, что для того, чтобы редевелопмент «серого пояса» развивался более динамично, нужна городская программа.
«Девелопмент промзон по факту ведется силами и инициативой застройщиков, городское планирование в некотором смысле отстает от рынка. Сейчас власти хотят изменить эту политику, потому что становится понятно, что этот стихийный редевелопмент несет в долгосрочной перспективе угрозы устойчивому развитию и градостроительной политике Петербурга. В настоящий момент администрация осторожно осмысливает пути и подходы к проблеме. Например, в прошлом году был проведен архитектурный конкурс «Серый пояс. Преобразование», по итогам которого должны быть намечены следующие, уже более конкретные шаги», – рассказывает Игорь Кокорев.
А вот генеральный директор компании Peterland Юрий Зарецкий считает, что экономический потенциал территорий редевелопмента и сложившаяся рыночная конъюнктура, заключающаяся в острой нехватке свободных участков под застройку во внутренних районах города, будут стимулировать редевелопмент лучше любой программы. «В «сером поясе» Петербурга, учитывая текущие градостроительные нормы и правила, возможно строительство 14 миллионов квадратных метров жилья. В ценах, актуальных для сегодняшнего рынка новостроек, потенциальный суммарный доход от его продажи может составить около 1,6 триллиона рублей. Именно в этом – залог перспектив редевелопмента», – убежден он (см. «В «сером поясе» можно построить жилья на 1,6 трлн рублей», «Кто строит в Петербурге», № 12, 2017).
Поддержка нужна!
Руководитель направления индустриальной недвижимости «БестЪ. Коммерческая недвижимость» Алла Сидоренко считает, что участие города необходимо в трех основных направлениях: подготовка комплексного освоения территории, создание транспортной инфраструктуры, а также инженерии.
«Есть несколько вариантов поддержки. Смольный может способствовать выводу предприятий из центра города путем развития инженерно и транспортно обеспеченных индустриальных территорий, предоставления льгот предприятиям, которые уходят на новые площадки. Нужно установить четкие «правила игры», развивать транспортную систему в «сером поясе». Также одним из способов может стать строительство знаковых спортивных, досуговых или рекреационных объектов, которые могут стать отправными точками изменения имиджа территорий», – считает Игорь Кокорев.
О сходных видах содействия говорит и Екатерина Тейдер. «Это может быть упрощение и ускорение выдачи исходно-разрешительной документации на редевелопмент сформированных земельных участков. Помощью девелоперам станет льготное подключение инженерных мощностей или понятная и легкая процедура проверки проекта на соответствие градостроительным требованиям», – считает она.