Энергоэффективности мало стимулов
Вера Бурцева, руководитель Рабочей группы по разработке системы GREEN ZOOM, приводит данные НИИ устойчивого развития в строительстве (НИИУРС): в городе и области сертифицирован целый ряд крупных объектов – «Neva Haus», «Skandi Klubb», «Grona Lund», «Ultra City», «Green City», «Eco City».
«Сейчас любое новое здание в той или иной степени формально энергоэффективно в силу применения современных технологий и решений. Как минимум эффективен тепловой контур, системы учета энергоресурсов, энергоэффективные источники света – это очень распространенные решения как в масс-маркете, так и в более высоких сегментах. Но называть эти реалии рынком энергоэффективного жилья пока нельзя», - полагает Александр Демин, первый заместитель генерального директора города-курорта «GATCHINA GARDENS», руководитель Экспертного центра по девелопменту при областном отделении «Деловой России».
Поворот строительного рынка в сторону энергоэффективности стартовал в 2009 году, после появления закона «Об энергосбережении» и пересмотра ряда отраслевых стандартов. Однако до последнего времени все нормативные акты носили характер рекомендаций.
С начала 2018 года в стране действует постановление Правительства РФ № 275 об изменениях первоочередных требований к энергоэффективности возводимых зданий.
6 апреля вступил в силу приказ Минстроя РФ «Об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений». Он предусматривает постепенное сокращение расходов на отопление и вентиляцию в строящихся домах.
Построенное по современным стандартам энергоэффективности здание позволяет сэкономить 50-70% на оплате коммунальных услуг.
«Рынок экологичного жилья в Петербурге и Ленобласти на начальной стадии развития. К сожалению, тренд эко-девелопмента в России возник не так давно, как, например, в Европе. В западных странах проблемой влияния строительства на экологию и уровня жизни в новостройках озаботились еще 50 лет назад», - говорит Елена Валуева, директор по маркетингу Mirland Development Corporation. По ее словам, постепенно энергоэффективная тема становится актуальной благодаря не слишком хорошей экологии, истощению ресурсов и подорожанием энергоносителей.
Главный стимул
Еще несколько лет назад эксперты рынка говорили почти о полном отсутствии спроса на энергоэффективное жилье. Однако сегодня можно говорить уже о росте спроса – пусть небольшом и небыстром, полагают специалисты. Согласно исследованиям НИИУРС, покупкой энергоэффективных домов активно интересуются 20% граждан в возрасте от 35 до 45 лет. «Их количество будет расти, т.к. сейчас многие застройщики проводят образовательные мероприятия, в которых участвуют и специалисты НИИУРС, чтобы рассказать об энергоэффективном строительстве все и без прикрас – откуда берется экономия, как это влияет на кошелек покупателя, как покупка квартиры в таком доме влияет на здоровье и безопасность членов семьи», - полагает Бурцева.
В то же время она подчеркивает: переплачивать за услуги ЖКХ никто не хочет, а сдержать регулярный рост тарифов невозможно. И это – одна из причин для роста спроса.
Демин, однако, полагает, что спрос на энергоэффективное жилье пока не сформировался. Энергоэффективность точно не входит в пятерку важнейших критериев для решения приобрести тот или иной объект недвижимости. Скорее, покупатели в ответ на использование застройщиками тезисов про энергоэффективность в рекламе своих объектов пока только начинают интересоваться данной тематикой, отмечает он.
Цена VS коммунальные расходы
Энергоэффективное строительство становится для застройщиков вынужденным мероприятием. «Реализация проекта энергоэффективного дома абсолютно не выгодна. Сейчас ситуация складывается таким образом, что девелопер в любом случае приобретает у монополистов одинаковое количество инженерного ресурса – используя технологию энергоэффективности или нет. Это обусловлено тем, что мощности и лимиты, нужные для инженерного обеспечения здания, рассчитываются по нормам, а не используемой технологии и оборудованию», - поясняет Арсений Васильев, генеральный директор ГК «УНИСТО Петросталь».
По подсчетам Демина, от 5% до 20% стоимости строительства - за счет увеличения толщины теплоизоляции, использования энергоэффективного остекления, рекуператора системы вентиляции и т.д. «При этом более высокая цена квартиры компенсируется более низкой стоимостью отопления и электроэнергии», - напоминает он.
«Как показывает практика, внедрение в проект любого технологического усовершенствования – это всегда вопрос баланса между себестоимостью и той ценой, которую потребитель готов платить за конечный продукт. Но зачастую улучшения потребительских качеств квартир за счет внедрения энергоэффективных решений оказываются гораздо важнее той экономии расходов на ресурсы, которую они обеспечивают», - рассуждает Владимир Тихонович, заместитель директора по строительству ГК «Пионер», Санкт-Петербург.
По мнению Валуевой, дороговизна эко-проектов для застройщиков и покупателей – миф: напротив, применяемые технологии сокращают затраты. «Но это возможно в том случае, когда девелоперская компания не стремится всячески удешевить проект и готова тратить временные и материальные ресурсы на планирование строительного процесса», - добавляет она.
Но даже при высокой себестоимости у застройщиков мог быть интерес к энергоэффективным проектам, если бы для этого были хоть какие-то стимулы, кроме административных.
По мнению Демина, основным стимулом может выступать покупательский спрос, но пока мотив более комфортного условия проживания в жилом доме, уменьшения затрат на отопление и электроэнергию не слишком интересует покупателей – следовательно, этот механизм для застройщика не работает.
«В настоящее время у застройщиков нет дополнительных стимулов, помимо законодательных требований», - утверждает Васильев. По его мнению, закон Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» не несет никакой практической пользы.
Бурцева также полагает, что власти девелоперов «сильно не балуют преференциями». По ее словам, в энергоэффективность погружаются сейчас те девелоперы, кто уже сталкивался с ней ранее или понимает ее фундаментальное значение – не только маркетингового преимущества. «В последнее время мы больше фиксируем практический спрос, а именно: поиск решений по снижению коммунальных платежей на этапе эксплуатации объекта, а также формирование комфортной среды вокруг жилого комплекса, т.к. покупатели становятся все более требовательными. Тем более, что сейчас есть некий вакуум предложения – множество проектов находится на этапе стройки, но они уже не отвечают требованиям покупателей. Соответственно, девелоперам приходится думать, чем удовлетворить покупателя, а сделать это можно главными стимулами – деньгами и комфортом».
Бурцева утверждает: «зеленые» стандарты помогают привлечь покупателя – это и есть стимул.
Спрос обречен на рост
Вне зависимости от желаний застройщиков энергоэффективное строительство будет внедряться в стране. Сейчас энергоэффективных объектов в стране более 500. В ближайшее время, спрос определенно будет расти, к примеру, сейчас сразу семь московских объектов проходят сертификацию по системе GREEN ZOOM City, рассказывает Бурцева.
По ее словам на вопрос «зачем это вам?» большинство девелоперов заявили, что хотят превзойти ожидания покупателей. Это, полагает эксперт, позволяет надеяться на увеличение спроса – покупателю предлагают однозначно качественный товар.
В то же время участники рынка указывают на необходимость государственной поддержки. Более активному внедрению энергоэффективных решений помогла бы поддержка со стороны государства в виде налоговых льгот или снижения платы за технологическое присоединение к сетям для проектов, энергоэффективность которых выше, чем это требуется действующими нормативами, уверен Тихонович.
«Зарубежный опыт показывает, что максимального эффекта можно достичь за счет государственного стимулирования застройщиков и покупателей недвижимости, социальной рекламы достоинств энергоэффективного жилья», - заключил Демин.