Спортобъекты уклоняются в коммерцию

   19 июля 2017, 11:00
Власти Санкт-Петербурга убеждены, что городу не хватает спортивных объектов, и планируют стимулировать их появление.

Между тем эксперты сомневаются в высокой привлекательности такой недвижимости, за исключением коммерческих форматов.

Маловато будет

По мнению губернатора Петербурга Георгия Полтавченко, спортивных объектов в Северной столице должно быть больше. «Городу не хватает бассейнов и крытых ледовых арен, которые сегодня очень востребованы, но бюджетных средств для их строительства не хватает», – заявил он.

В связи с этим в конце марта губернатор поручил председателю Комитета по инвестициям Ирине Бабюк и главе Комитета по физической культуре и спорту Павлу Белову разработать льготы для инвесторов, которые готовы вкладывать средства в строительство таких объектов.

Для этого Смольный инициировал уменьшение порога получения статуса стратегического инвестора для тех, кто намерен вкладываться в объекты спорта (а также здравоохранения, образования, культуры, науки, инновационной деятельности и туризма). Ранее он составлял 1,5 млрд рублей, теперь уменьшился до 1 млрд. Статус же дает право получить под застройку участок целевым предоставлением, без торгов, льготную аренду за 1,5 % от кадастра на время строительства и последующий выкуп участка за четверть его рыночной цены.

По данным чиновников, это подогрело интерес инвесторов. «Примерно 20 % всех заявок о предоставлении земельных участков идут именно под объекты спортивной инфраструктуры», – сообщил недавно замглавы Комитета по инвестициям Дмитрий Синкин. Впрочем, он увидел в этом еще и положительное влияние Кубка конфедераций и предстоящего чемпионата мира по футболу 2018 года.

Не все гладко

Эксперты, однако, не убеждены, что такие меры и в самом деле вызовут бум строительства в этой сфере. «Спортобъекты не являются приоритетными при инвестировании, поскольку не входят в тройку самых рентабельных вариантов недвижимости для вложений. У них есть ряд рисков, связанных с недополучением дохода, продвижением на рынке, конкуренцией, сложностью в управлении, особенно при отсутствии якорного резидента или арендатора. Поэтому мы не видим крупных сделок в этом направлении», – говорит управляющий директор департамента управления активами и инвестициями NAI Becar Ольга Шарыгина.

Руководитель отдела исследований JLL в Санкт-Петербурге Владислав Фадеев отмечает: «Интерес к строительству спортивных объектов присутствует, однако они либо имеют якорного арендатора в лице одной из ключевых спортивных команд города, либо реализуются в рамках уже существующих зданий, к примеру, в недостроенных торговых или офисных центрах», добавляя при этом, что льготы способствуют росту привлекательности любого сегмента.

По его мнению, наибольшую инвестиционную привлекательность имеют коммерческие помещения в рамках спортивных объектов. «Они могут быть очень интересны операторам общепита и ретейлерам спортивных товаров», – уточняет эксперт.

Ольга Шарыгина настроена значительно более скептически. Прежде всего она отмечает, что не видит роста интереса к строительству спортивных объектов. «Есть интерес на локальном уровне – отдельные футбольные поля, баскетбольные залы. Но развития глобального интереса к инвестициям в спортивные объекты нет, – говорит эксперт. – Думаю, что и предоставление льгот не отразится существенно на ситуации со строительством спортобъектов, так как интерес к этой отрасли зависит в первую очередь не от государственного участия, а от окупаемости проектов».

Другой формат

По оценке экспертов, с точки зрения инвестиционной привлекательности гораздо более перспективны коммерческие объекты в виде бассейнов, спортклубов и фитнес-центров, включенных в состав проектов жилых комплексов.

«Фитнес-клуб возле дома – один из атрибутов жилья класса «комфорт» и выше, важных для семейных покупателей, представителей среднего класса. Именно эти люди являются наиболее активными посетителями спортивных центров. Большинство из них стремится к здоровому образу жизни и к тому же приучает своих детей. Поэтому для них важно наличие хороших условий для спорта возле дома», – отмечает директор по продажам «Строительного треста» Сергей Степанов.

Его поддерживает начальник отдела продаж «БФА-Девелопмент» Светлана Денисова. «Наличие спортивной инфраструктуры в том или ином формате очень востребовано покупателями жилья. Не обязательно, чтобы спортклуб или фитнес-центр находились непосредственно в составе жилого комплекса, но как минимум они должны быть неподалеку. Так что, если поблизости нет такого объекта, застройщику имеет смысл предусмотреть его в своем проекте», – рассказала эксперт.

Руководитель КЦ «Петербургская Недвижимость» Ольга Трошева добавляет, что застройщики обычно заранее договариваются с операторами сетей спортивных центров, особенно если речь идет о больших площадях. «Это необходимо для того, чтобы учесть требования, которые предъявляются к таким объектам еще при проектировании», – отмечает она.

Неудивительно поэтому, что во многие проекты жилых комплексов заранее включаются те или иные спортивные объекты. Так, ИСГ «Мавис» предусматривает строительство спортивного центра в ЖК «Виктория». Fitness House откроет фитнес-клуб с двумя бассейнами на площади 3,9 тыс. кв. м в ЖК «GreenЛандия».

«Строительный трест» построил спортцентры возле многих своих объектов: спортклуб с бассейном Olymp рядом с несколькими комплексами компании, физкультурно-оздоровительный комплекс в составе ЖК «Лиственный», фитнес-центр с бассейном и ледовой ареной Alex Fitness у ЖК «Капитал» и др. И эта практика получит продолжение. «Сейчас проектируется спортцентр с бассейном для ЖК «NEWПИТЕР» и фитнес-центр для МФК Grani», – рассказал Сергей Степанов.


Фото: fitness-house.vn.ua


Михаил Кулыбин
Поделиться:
спортивные объекты
инвесторы
льготы

{{articles.header}}

{{results}}